19.04.2012

О необходимости проверки всех инвестиционных проектов, реализуемых компаниями ООО "Главстрой СПб", "Трансстрой", а также иными компаниями, подконтрольными О. Дерипаске

Запрос
от группы депутатов ЗС Воронцова Алексея Васильевича, Дмитриева Владимира Яковлевича, Гатчина Юрия Арменаковича, Ивановой Ирины Владимировны, Коровина Игоря Владимировича и Смирнова Константина Олеговича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 19 апреля 2012 года № 203335-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

С 2007 года Санкт-Петербург начал активно реализовывать особые инвестиционные проекты, предоставляя земельные участки и застроенные территорий компаниям, подконтрольным О. В. Дерипаске и его финансово- промышленной группе «Базовый элемент». Одной из основных таких компаний является ООО «Главстрой-СПб». По заявлениям господина О. Дерипаски в 2007 году, его компаниями планировалось вложить в развитие Санкт-Петербурга 480 млрд. рублей. В обмен на такие крупные инвестиции Правительство Санкт-Петербурга предоставило компаниям О. Дерипаски различные преференции, административную помощь и льготы. В 2008 году ООО «Главстрой-СПб» получило статус стратегического инвестора, территорию комплекса «Апраксин двор», общей площадью 16 га, и квартала на ул. Шкапина - под реконструкцию, а также земельные участки для строительства жилья на Парнасе и в Юнтолово. Особо следует отметить, что законодательством Санкт-Петербурга предусматривается предоставление дополнительных налоговых льгот для стратегических инвесторов.

Однако ни один из проектов дочерних компаний «Базового Элемента» не реализован на сегодняшний день. Несмотря на четко установленные в соответствующих соглашениях о реализации указанных проектов сроки, последние постоянно переносятся и продлеваются. При этом компании О. Дерипаски продолжают получать льготы и пользоваться всевозможными преференциями, в том числе и снисходительностью городских властей к нарушениям, допускаемым при реализации проектов.

Так, с 2007 года территория района «Юнтолово», где ООО «Главстрой-СПб» планировало построить жилой комплекс «Медвежья лапа», не застроена, несмотря на то, что максимальный срок реализации проекта согласно документации составляет 96 месяцев. При этом, никаких мер со стороны органов власти Санкт-Петербурга к инвестору не применяется. Схожая ситуация сложилась и при строительстве ООО «Главстрой-СПБ» жилого комплекса «Северная долина». Реализация этого проекта также была «заморожена» на некоторое время и уже выходит за рамки установленных сроков. О санкциях, примененных к инвестору в связи с нарушением сроков строительства, нам также ничего не известно.

Западный скоростной диаметр, конкурс на строительство которого в 2008 году выиграло ООО "ЗСД - Невский меридиан", (участником которого является "Базовый элемент" О. Дерипаски) строится иной фирмой, поскольку ООО «ЗСД - Невский меридиан» так и не подписало соответствующее соглашение.

В квартале «Шкапина - Розенштейна», торги за право реконструкции которого состоялись в 2007 году и были выиграны ООО «Главстрой-СПБ», до настоящего времени реконструкция так и не начата. При этом, согласно документации, реализация проекта должна быть завершена в конце 2013 года. По данному проекту сроки начала работ также неоднократно откладывались и, судя по заявлениям ООО «Главстрой-СПб» в прессе, работы начнутся только этой весной. При таких обстоятельствах очевидно, что к установленному сроку квартал реконструирован не будет. Тем не менее, несмотря на нарушения условий договора, соответствующие санкции к инвестору не применялись и не применяются.

Ситуация же, сложившаяся в ходе реализации стратегического инвестиционного проекта реконструкции Апраксина двора, вызывает еще больше вопросов. По результатам проведенного конкурса на право реконструкции территории комплекса Апраксин двор победителем стал ООО «Главстрой-СПб». Существенными условиями конкурса были: 1) срок реализации проекта - 5 лет, 2) архитектурная концепция, победившая на конкурсе и 3) вложения в комплекс порядка 30 млрд. рублей. Ни одно из перечисленных существенных условий не выполнено стратегическим инвестором. Сроки реализации продлены до 2016 года, победившая в конкурсе архитектурная концепция отменена, а новой не утверждено, в реконструкцию комплекса за истекшие 4 года не произведено никаких вложений ввиду отсутствия разработанной и утвержденной документации.

Несмотря на всестороннюю поддержку городских властей по освобождению помещений комплекса от законных арендаторов и инвесторов, установление монополии ООО «Главстрой-СПб» на коммунальные услуги, уборку территории и содержание зданий, стратегический инвестор с 2008 года так и не приступил к реализации проекта, не подготовил ни одного документа, не выполнил ни одного обязательства, установленного Соглашением о реализации проекта. Деятельность ООО «Главстрой СПб» направлена исключительно на установку шлагбаумов, организацию платных въездов и установку строительного забора вокруг комплекса, а также взимание с собственников объектов недвижимости коммунальных и иных платежей.

Между тем, потери бюджета только от недополученной арендной платы за пользование помещениями Апраксина двора составили порядка 1 млрд. рублей, потери бюджета от недополученных налоговых платежей от предпринимательской деятельности в связи с вынужденным прекращением таковой на территории комплекса из-за выселения - по подсчетам экспертов составили еще 2,5 млрд. рублей. При этом следует отметить, что суммы, получаемые бюджетом Города от ООО «Главстрой-СПб» за пользование территорией Апраксина двора составили около 500 тыс. рублей (из расчета 18 копеек за 1 кв. м в соответствии с договором аренды земельного участка). Таким образом, потери бюджета от реализации данного проекта составили более 3 млрд. рублей.

При этом стратегический инвестор позволяет себе игнорировать прямые указания Администрации Центрального района, ГАТИ и Ваши личные указания о демонтаже забора, так как с конца 2011 года последний располагается там незаконно (без ордера ГАТИ и в нарушение пожарных норм). Забор до настоящего времени стоит, а инвестор, по имеющимся данным, пытается согласовать продление разрешения на размещение забора.

Несмотря на допущенные нарушения, как и в случаях реализации иных упомянутых в запросе проектов, санкции со стороны властей Санкт-Петербурга к инвестору за нарушение условий реализации проекта не применялись.

Тем не менее, некоторые проекты компаний О. Дерипаски все же реализуют - это те проекты, которые финансируются из бюджета Санкт-Петербурга. Однако и там не обходится без нарушений. Так, например строительство стадиона на Крестовском острове медленно, но верно продвигается. Однако сроки строительства также неоднократно продлевались, а смета растет с каждым годом и вызывает вопросы не только у депутатов, но и у членов Правительства Саша-Петербурга, и у контрольных ведомств.

Из анализа нескольких проектов, реализуемых компаниями О. Дерипаски в Санкт-Петербурге, очевидно, что данный инвестор (инвесторы) - являются недобросовестными, не приносят никакой пользы городу, более того, злоупотребляют предоставленными им правами и преференциями и проявляют абсолютное неуважение и к закону, и к жителям города, и к его руководству.

На основании изложенного, просим Вас сообщить:

1. Считаете ли Вы возможным и необходимым инициировать проверку всех инвестиционных проектов, реализуемых компаниями ООО «Главстрой СПб», «Трансстрой», а также иных компаний, подконтрольных О. Дерипаске, в рамках которой проверить соблюдение данными компаниями требований разрешительных документов, условий договоров, соглашений и в случае установления фактов нарушения - привлечь указанные компании к ответственности?

2. Какие средства с 2007 года вложены компаниями О. Дерипаски в наш город?

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Метельского Игоря Михайловича
группе депутатов ЗС Воронцову А. В., Дмитриеву В. Я., Гатчину Ю. А., Ивановой И. В., Коровину И. В. и Смирнову К. О.
от 14 мая 2012 года № 203335-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш запрос № 640 по вопросу реализации инвестиционных проектов на территории Санкт-Петербурга обществом с ограниченной ответственностью «Главстрой-СПб», сообщаю следующее.

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2006 № 1647 «Об условиях проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Выборгский район, пр.Энгельса, участок 1 (севернее пересечения с 3-м Верхним пер.) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства» и протокола подведения итогов открытого аукциона от 23.05.2007 между Комитетом по управлению городским имуществом и обществом с ограниченной ответственностью «Главстрой-СПб» (далее - ООО «Главстрой-СПб») был заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства № 02/ЗК-06715 от 25.06.2007 (далее - Договор).

Договором определен максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - до 22.05.2014.

За период с момента начала реализации данного инвестиционного проекта по настоящее время ООО «Главстрой-СПб» сдало в эксплуатацию несколько жилых корпусов общей площадью 283 046, 5 кв.м; введено в эксплуатацию детское дошкольное учреждение на 190 мест.

В 2012 году планируется к сдаче в эксплуатацию 262,0 тыс.кв.м, в 2013 год}- - 353,0 тыс .кв.м жилой площади. В 2013 году планируется ввод двух дошкольных учреждений, строительство общеобразовательной школы на 975 мест.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2006 № 1464 «Об условиях проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков по адресам: Приморский район, Граничная ул., участок 1 (северо-восточнее пересечения с Коннолахтинским пр.); 3-я Конная Лахта, участок 1 (северо-восточнее дома № 45, литера Д по 3-й Конной Лахте) открытым акционерным обществом «Фонд имущества Санкт- Петербурга» был проведен открытый аукцион, победителем в котором было признано ООО «Главстрой-СПб» (протокол подведения итогов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 28.02.2007).

Между Комитетом но управлению городским имуществом и ООО

«Главстрой-СПб» был заключен договор аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства № 00/ЗКС-04244(17) от 02.03.2007. Данным договором установлен максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - 27.02.2017.

В жилом комплексе «Юнтолово» ООО «Главстрой-СПб» планирует ежегодно начиная с 2013 года по 2017 год сдавать в эксплуатацию 350,0-400,0 тыс.кв.м жилой площади. Общее количество жилой площади планируемой застройки - 2 200,0 тыс.кв.м. На первый этап строительства Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-ГТетербурга в адрес ООО «Главстрой-СПб» выданы разрешения на строительство № 78- 15020820-2011 от 16.12.2011 и № 78-15020620-2011 от 16.12.2011 В рамках данных разрешений будет осуществляться строительство 14 жилых домов общей площадью 114,0 тыс.кв.м, детского дошкольного учреждения на 140 мест.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 742 «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт- Петербурга преобразования территории Апраксина двора» ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» 25.01.2008 был проведен конкурс на право заключения соглашения о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга по перебазированию территории Апраксина двора в целях создания общественно-делового многофункционального комплекса (далее - Соглашение). Победителем данного конкурса было признано ООО «Главстрой-СПб».

В соответствии с Соглашением от 08.02.2008, подписанным между Правительством Санкт-Петербурга в лице Комитета но инвестициям и стратегическим проектам и ООО «Главстрой-СПб», основной целью стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга преобразования территории Апраксина двора является создание современного общественно- делового многофункционального центра культурной и социально- экономической жизни Санкт-Петербурга.

В рамках исполнения Соглашения принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2011 № 717 «О приспособлении для современного использования зданий по адресам: Центральный район. Садовая ул., д.28-30, корп.4, 6, 7, 21, 24, 30, литера Б, 32, 42, 44, 56, 57 и реконструкции здания по адресу: Центральный район, Садовая ул., д.28-30, корп.62, под общественно-деловой многофункциональный комплекс». Окончание выполнения работ - июнь 2016 года.

03.10.2011 ООО «Главстрой-СПб» заключил договор с открытым акционерным обществом «СПб институт «Ленпроектреставрация» на выполнение работ по проектированию приспособления для современного использования всех указанных зданий. Срок выполнения работ - май 2012 года.

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1222 «О завершении реконструкции здания по адресу: Садовая ул., д.28-30, корп.52» ООО «Главстрой-СПб» был передан еще один корпус под административно-торговые цели.

В настоящее время Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам совместно с ООО «Главстрой-СПб» готовится проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о приспособлении для современного использования 8 зданий по адресу: Садовая ул., д.28-30, корп.22, 28, 25, 45, 46, 47. 54, 55.

На совещании по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования у вице-губернатора Санкт- Петербурга И.М.Метельского 09.02.2012 были рассмотрены и согласованы 4 проекта постановлений Правительства Санкт-Петербурга: «о завершении реконструкции здания по адресу: Центральный район, Садовая ул., д.28-30, корп.51 под административно-торговые цели», «О завершении реконструкции здания по адресу: Центральный район, Садовая ул., д.28-30, корп.50 под административно-торговые цели», «О завершении реконструкции здания по адресу: Центральный район, Садовая ул., д.28-30, корп.11 под административно-торговые цели», «О завершении реконструкции здания по адресу; Центральный район, Садовая ул., д.28-30, корп. 12 под административно-торговые цели».

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 № 1193 «О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях для проектирования и строительства объектов по адресу: Адмиралтейский район, ул.Шкапина, участок 1 (юго-западнее пересечения с Обводным каналом» и протоколом о результатах торгов от 06.12.2007 между Комитетом по управлению городским имуществом и ООО «Главстрой-СПб» был заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях № 11/ЗК-002146 от 11.12.2007.

Указанным договором установлен срок реализации инвестиционного проекта-05.04.2012.

На данный момент в рамках выданного Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга разрешения на строительство от 26.01.2012 № 78-01003920-2011 на объекте выполнены работы по подготовке строительной площадки, по 2-м домам ведутся работы по устройству фундамента, по одному зданию - работы по устройству фундамента в стадии завершения, по одному зданию - начаты работы по монтажу каркаса.

ООО «Главстрой-СПб» обратилось с просьбой о продлении срока реализации данного инвестиционного проекта до 30.12.2015. Однако в соответствии с Решением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения Градостроительного кодекса Российской Федерации»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результата проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Градостроительного кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора. Учитывая изложенное, ООО «Главстрой-СПб» было отказано в продлении срока реализации инвестиционного проекта по проектированию и строительству объектов по адресу: Адмиралтейский район, ул.Шкапина, участок 1 (юго-западнее пересечения с Обводным каналом.

Комитетом по управлению городским имуществом в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589, в установленном порядке осуществляет контроль исполнения договоров аренды земельных участков на инвестиционных условиях, а также инвестиционных договоров. В случаях выявленных нарушений условий договора Комитет по управлению городским имуществом применяет меры ответственности, установленные действующим законодательством и договорами.

За период с 2007 года по настоящее время ООО «Главстрой-СПб» осуществлено вложений в Санкт-Петербург в сумме 11,7 млрд.рублей, в том числе:

Проект «Северная Долина»                     9 501 967 тыс. руб.;

Проект «Юнтолово»                          1 052 077 тыс. руб.;

Проект «Шкапина-Розенштейна»                        809 643 тыс. руб.;

Проект «Апраксин двор»                          105 741 тыс. руб.

Налоги в бюджет Санкт-Петербурга            236 076 тыс. руб.

 

Кроме того, уплачено налогов в федеральный бюджет в размере 588 883 тыс. руб.

Учитывая изложенное, считаю, что осуществлять отдельные проверки всех инвестиционных проектов, реализуемых ООО «Главстрой-СПб», не требуется.