13.09.2013

О развитии банного комплекса в Санкт-Петербурге

Запрос
от группы депутатов ЗС Дмитриева Владимира Яковлевича, 
Воронцова Алексея Васильевича, Гатчина Юрия Арменаковича, 
 Ивановой Ирины Владимировны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 12 сентября 2013 года № 307345-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

В Ваш адрес 27 июня 2013 года был направлен депутатский запрос № 305901-3 от группы депутатов фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, касающийся развития банного комплекса в Санкт-Петербурге, в т.ч. «Посадских бань», на который был получен ответ от 05.07.2013 года.

Мы считаем, что в Вашем ответе не раскрыты все вопросы, которые нами были Вам заданы, кроме этого, в средствах массовой информации появились новые дополнительные факты, касающиеся развития банного комплекса в Санкт-Петербурге, что обусловило необходимость подготовки повторного депутатского запроса по данному вопросу.

С 2012 года вопросом восстановления «Посадских бань» активно занимается депутат фракции КПРФ Юрий Гатчин, который и выяснил, что они были перепроданы предыдущим собственником ОАО «Балтийская инвестиционная компания» новому собственнику ООО «Киришиавтосервис», дочерней структуре ОАО «Сургутнефтегаз», и инициировал первый депутатский запрос по данной теме.

Как следует из материалов средств массовой информации (газета «Санкт-Петербургские Ведомости», выпуск № 164 от 28.08.2013 года; газета «Смена», выпуск от 02.09.2013 года; Телеканал Санкт-Петербург, программа «Бани Петербурга» от 02.09.2013 года), в настоящее время закрыты две бани в Невском районе (левый берег) Санкт-Петербурга, снесена социальная баня у метро «Удельная», в Курортном районе Санкт- Петербурга планируется приватизация двух банных комплексов, что, как и в ситуации с «Посадскими банями», скорее всего, приведет к их закрытию и перепродаже в ближайшем будущем. Новые санитарные правила и нормы не позволяют нормально работать ряду банных комплексов, как, например, «Посадским баням», несмотря на то, что они существуют уже около 60 лет и отлично функционировали, не нанося ущерб соседним зданиям и гимназии №85, которую к тому же отделяют от бани мини- футбольное поле и технический проезд к бане!

Особо отметим, что, например, в Петроградском районе Санкт- Петербурга свободных земельных участков под строительство социального банного комплекса нет. На Крестовском острове размещается преимущественно элитная жилая застройка, к тому же посещать баню для помывки и проведения оздоровительных процедур, если она будет построена на Крестовском острове, жителям Петроградского района будет неудобно, а строительство социального банного комплекса на месте существующих скверов, объектов социальной и транспортной инфраструктуры недопустимо.

Хотим особо подчеркнуть, что бани являются не только средством гигиены, но и неотъемлемой частью культуры и традиций русского народа, а также полезными оздоровительными процедурами, т.е. вопрос стоит не просто о создании душевых кабинок для помывки ленинградцев-петербуржцев, военнослужащих или других категорий граждан. Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга «О Программе «Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы» от 03 июля 2012 года №691, проблема доступности банных услуг для населения Санкт-Петербурга остается одной из ключевых проблем в сфере бытовых услуг. Сохранение помывочных мест, повышение качества банных услуг также является одной из главных задач развития отрасли услуг. Нужно также учитывать и о социальной роли органов государственной власти, а не только экономической. Формальный подход со стороны исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии с которым в Санкт-Петербурге норматив 2,5 помывочных места на 1000 человек превышен и составляет 3,55, без учета ценовых, социальных и иных факторов – недопустим! Существующего субсидирования социальных банных комплексов, позволяющего ленинградцам-петербуржцам просто помыться за 10, 25 и 35 руб., недостаточно. Частный сектор банного комплекса в Санкт-Петербурге не создает возможности для граждан со средним доходом еженедельно посещать русские парные (стоимость помывки в частных «саунах» колеблется приблизительно от 1000 до 8000 руб. за 1 час на 1 человека), а в некоторых «банях» русских парных нет совсем. Кроме этого, частный сектор ограничен и площадями, т.е. количеством помывочных мест.

Полагаем, что культурные ценности ленинградцев-петербуржцев, их традиции в сочетании с необходимостью ведения здорового образа жизни и организацией помывочных мест для жителей районов Санкт-Петербурга, чье жилье не обустроено ванными комнатами, должны преобладать над желанием чиновников и предпринимателей получения только экономической выгоды. Таким образом, будет в наибольшей степени учитываться социальная составляющая государственной политики Санкт-Петербурга и социальная ответственность бизнеса в данном направлении. В связи с указанными фактами, мы убеждены, что данную ситуацию необходимо взять под Ваш личный контроль.

На основании вышеизложенного, просим Вас:

1. Рассмотреть возможность инициирования изменения санитарных правил и норм, которые позволили бы функционировать банным комплексам, существующим с советских времен в Санкт-Петербурге, в т.ч. «Посадским баням».

2. Сообщить о планах развития банного комплекса в Санкт-Петербурге, объемах предполагаемого финансирования и сроках строительства новых социальных банных комплексов.

3. Сообщить о возможности разработки программы развития социального банного комплекса в Санкт-Петербурге и сроках её реализации.

4. Не допустить приватизацию оставшихся социальных банных комплексов в Санкт-Петербурге.

5. Сообщить о возможности приобретения в собственность Санкт-Петербурга «Посадских бань» и восстановить их работу в качестве «социальных бань».

6. Сообщить о возможных сроках строительства нового социального банного комплекса на месте недавно снесенного у ст. м. «Удельная», а также о сроках открытия банных комплексов в Невском районе Санкт-Петербурга.

7. Проинформировать о выполнении Вашего поручения Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга о разработке альтернативных вариантов развития банного комплекса в Петроградском районе города.

8. Сообщить, какие меры планирует предпринять Правительство Санкт-Петербурга для развития русской культуры и традиций регулярного посещения (социальных) бань среди ленинградцев- петербуржцев, в т.ч. с целью проведения оздоровительных банных процедур?

Ответ
Вице-губернатора Санкт-Петербурга Дивинского Игоря Борисовича
группе депутатов ЗС В. Я. Дмитриеву, А. В. Воронцову, Ю. А. Гатчину, 
И. В. Ивановой 
от 25 сентября 2013 года № 307345-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш запрос от 12.09.2013 № 307345-3, сообщаю следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Согласно положениям «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН) банно-прачечные комплексы относятся к IV классу опасности с санитарно-защитной зоной 100 метров, в которой не допускается размещение жилой застройки и спортивных сооружений.

В соответствии со статьей 2.11 СанПиН размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами, на основании разработанного проекта сокращения санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, и подтвержденными результатами натурных исследований и измерений.

Учитывая изложенное, внесение изменений в санитарные нормы и правила, утвержденные в целях обеспечения безопасности населения и определяющие общий порядок создания санитарно-защитной зоны нецелесообразно.

Одновременно сообщаю, что понятие «социальные бани» в нормативных правовых актах Санкт-Петербурга отсутствует.

Необходимо отметить, что показатель обеспеченности Санкт-Петербурга банными услугами в каждом районе Санкт-Петербурга различен.

В настоящее время завершается доработка плана финансовой поддержки предприятий (далее – План), оказывающих банные услуги в Санкт-Петербурге. Указанный документ направлен в первую очередь на решение основных задач в сфере банного хозяйства Санкт-Петербурга — обеспечение ценовой доступности и повышение качества оказываемых услуг.

Планом предусмотрена разработка в 2014 году Концепции развития и оптимизации деятельности объектов банного хозяйства на территории Санкт-Петербурга, модернизации и технического перевооружения государственных унитарных предприятий, оказывающих банные услуги, в том числе утверждение целевых индикаторов и показателей в целях определения необходимого для Санкт-Петербурга объема нового строительства объектов банного хозяйства.

Кроме этого, в целях определения мест возможного строительства новых общественных бань в Санкт-Петербурге Комитетом по градостроительству и архитектуре по запросу Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга был проведен подбор свободных территорий для застройки, отвечающих необходимым требованиям во всех районах Санкт-Петербурга. В настоящее время определено 6 участков в разных районах Санкт-Петербурга.

Учитывая, что содержание бань требует значительных затрат, а оказание банных услуг не является высокорентабельным (средняя загрузка существующих бань не превышает 40%), наиболее целесообразным представляется переход на государственно-частное партнерство в сфере банного хозяйства в целях привлечения потенциальных инвесторов.

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге с 2007 года была начата работа по передаче имущества бань, принадлежащих открытым акционерным обществам, 100% акций которых находились в собственности Санкт-Петербурга, инвесторам на основании заключаемых инвестиционных договоров. В указанных договорах были закреплены обязанности инвестора по существенному укреплению технического состояния бань и сохранению функционального назначения объекта инвестирования. В ряде бань капитальные ремонты проводились без остановки предоставления банных услуг, инвесторами были произведены капитальные вложения в бани от 70 до 130 млн. рублей. Данные меры позволили поднять уровень оказания банных услуг в Санкт-Петербурге.

В настоящее время уже реализованы инвестиционные проекты по реконструкции здания бани открытого акционерного общества «Московские бани» в Московском районе Санкт-Петербурга, расположенное по адресу: ул. Гастелло, д.22, и здания бани открытого акционерного общества «Станционные бани» в Невском районе Санкт-Петербурга, расположенное по адресу: ул. Шелгунова, д. 3 (инвестор общество с ограниченной ответственностью «Форт»). Оказание банных услуг в данных объектах, в том числе осуществляется по предельной стоимости.

Также, в стадии реализации находятся еще 6 инвестиционных проектов по реконструкции зданий бань с сохранением функционального назначения.

п/п

Название

Адрес

Район

Инвестор

1.

ОАО «Павловские бани»

Московский пр., д. 55

Адмиралтейский

ЗАО «ФУГУ»

2.

ОАО «Балтийские бани»

ул. Шкапина, д. 0

Адмиралтейский

ООО «Посейдон»

3.

ОАО «Ярославские бани»

Ярославский пр., д. 16

Выборгский

ООО «Тритон»

4.

ОАО «БОК «Гражданка»

ул. О. Форш, д. 6

Калининский

ООО «Водопад»

5.

ОАО «Водолей»

ул.Воронежская, д.6/8

Центральный

ООО «Радуга»

6.

ОАО «Смольнинские бани»

ул. Красного Текстильщика, д. 7

Центральный

ООО «Викинг»

Указанные бани полностью вступят в эксплуатацию и начнут оказывать услуги жителям Санкт-Петербурга в полном объеме в 2015 году.

В частности, закрытое акционерное общество «ФУТУ» планирует приступить к эксплуатации бани, расположенной по адресу: Московский пр., д.55, в октябре 2014 года.

Вопросы приватизации государственных унитарных предприятий Правительством Санкт-Петербурга не рассматриваются.

В настоящее время льготные банные услуги жителям Санкт-Петербурга оказывают 26 организаций банного хозяйства (38 бань), ранее входивших в городскую систему коммунального хозяйства, специализирующихся на оказании банных услуг и оказывающих услуги по предельной стоимости.

Количество помывочных мест в отделениях, оказывающих банные услуги по предельной стоимости, составляет 3197. В ведении Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга находятся 3 государственных унитарных предприятия (7 бань), предоставляющих банные услуги населению.

В ведении администраций районов Санкт-Петербурга находятся 3 государственных унитарных предприятия (4 бани), предоставляющих банные услуги населению. Одно муниципальное унитарное предприятие (1 баня) находится в ведении внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселка Парголово.

В соответствии с планом приватизации предприятия от 22.03.2001 Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по оказанию банно-оздоровительных услуг «Баня № 50» было реорганизовано в открытое акционерное общество «Посадские бани» (далее – ОАО «Посадские бани»). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» за ОАО «Посадские бани» было закреплено обременение по сохранению профиля деятельности.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» ранее установленное обременение было отменено.

По договору купли-продажи от 17.09.2004 имущественный комплекс ОАО «Посадские бани» перешел в собственность закрытого акционерного общества «Балтийская Инвестиционная Компания», которым планировалось осуществить реконструкцию банного комплекса под жилой дом со встроенным банным комплексом на 100 помывочных мест.

Согласно полученному при проектировании заключению федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге» от 17.03.2006 № 07-06/113 санитарно-защитная зона для бани установлена размером 50 метров (сокращена). Однако и в этом случае в нее попадали жилые здания, что не позволило собственнику реализовать проект, в связи с чем в декабре 2012 года собственником было принято решение о перепродаже земельного участка и здания комплекса ОАО «Посадские бани».

Новым собственником – обществом с ограниченной ответственностью «КИРИШИАВТОСЕРВИС» функциональное назначение здания изменено.

Несмотря на неоднократные обращения Правительства Санкт-Петербурга об обратном выкупе здания ОАО «Посадские бани» общество с ограниченной ответственностью «КИРИШИАВТОСЕРВИС» ответило отказом.

Земельный участок, расположенный по адресу: ул. Елецкая, д. 15, литера А, и расположенные на нем здания бани и котельной принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «Удельные бани» на праве частной собственности.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником было принято решение о реконструкции существующего здания под размещение бани и офисного центра. В двухэтажной пристройке к зданию планируется разместить помещения общественной бани: 1 этаж – мужское отделение, 2 этаж – женское отделение, вместимостью 20 мест каждое.

По проекту получено положительное заключение Управления государственной экспертизы от 19.07.2010 № 97-2010, в связи с чем ведутся строительно-монтажные работы.

Одновременно сообщаю, что в Невском районе Санкт-Петербурга оказывают услуги общественные бани, расположенные по адресам: ул. Шелгунова, д.З и ул. Новоселов, д.51.

Учитывая тот факт, что Петроградский район Санкт-Петербурга является районом сложившейся плотной исторической застройки, не обладающим достаточной территорией для выделения свободных земельных участков, возможность размещения новых банно-оздоровительных комплексов не выявлена.

Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским государственным учреждением «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга» с 2009 года по 2011 год реализовывалась адресная программа по установке газовых водонагревателей и душевых кабин в коммунальных квартирах, необеспеченных горячим водоснабжением. В результате реализации программы было установлено 469 газовых водонагревателей и 214 душевых кабин.

Единственно возможным, в настоящее время путем улучшения оказания банных услуг в Петроградском районе Санкт-Петербурга, следует рассматривать ввод в эксплуатацию встроенной общественной бани на 100 помывочных мест в здании Пушкарских бань и проведение капитального ремонта или реконструкции здания открытого акционерного общества «Чкаловские бани».

При этом реконструкцию и перепрофилирование Пушкарских бань, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Большая Пушкарская ул., д.22, под бизнес-центр со встроенной общественной баней планируется завершить к 2015 году.

Наиболее приемлемым механизмом оказания финансовой поддержки для проведения капитального ремонта или реконструкции здания открытого акционерного общества «Чкаловские бани» является увеличение уставного капитала предприятия.

Правительство Санкт-Петербурга в целях обеспечения банных услуг населению Санкт-Петербурга, сохранения традиций регулярного и доступного посещения бань оказывает поддержку путем предоставления субсидий организациям банного хозяйства для обеспечения оказания банных услуг по льготной стоимости.

На протяжении последних 10 лет в Санкт-Петербурге устанавливалась предельная стоимость банных услуг: в отделении первого разряда – 35 рублей, в отделении второго разряда – 25 рублей, в льготный день – 10 рублей, дети до 7 лет бесплатно, а также выделялись бюджетные средства в целях возмещения затрат предприятий.