06.12.2012

О необходимости разработки целевой программы СПб по созданию торговых предприятий, реализующих продовольственные товары жителям города по максимально низким ценам

Запрос
группы депутатов ЗС Дмитриева В.Я., Воронцова А.В., Ивановой И.В., Коровина И.В., Смирнова К.О.
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 6 декабря 2012 года № 210135-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

В адрес депутатов фракции КПРФ поступают многочисленные обращения от граждан с просьбой о содействии в открытии универсама «Народный», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Косыгина, д. 21.

ТК «Народный» был открыт в 1997 году. На сегодняшний день его площадь превышает 4500 кв.м., он известен жителям Санкт-Петербурга, как магазин с самыми низкими ценами. В данный универсам приезжали преимущественно пенсионеры, чьи пенсии заставляют экономить каждую копейку, в т.ч. из различных районов города.

Однако, в течение последних нескольких месяцев, деятельность данного магазина начала активно проверяться органами прокуратуры и Роспотребнадзора, по результатам которых, Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга было вынесено решение о приостановлении деятельности ЗАО «Ладожское», являющегося собственником здания, в котором располагается универсам «Народный», на 60 суток в связи с допущенными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений.

Закрытие магазина вызвало резкий протест у жителей Петербурга. У универсама «Народный» уже неоднократно собирались митинги пенсионеров, требующих открытия магазина, являющегося самым дешевым в городе и, фактически являющегося единственным местом, где малообеспеченные граждане могут покупать продукты.

Депутаты фракции КПРФ не пытаются оспорить решения Роспотребнадзора и других органов государственной власти, выявивших нарушения законодательства в универсаме «Народный».

Однако данная ситуация ясно показала, что городу необходимы торговые предприятия с низкими ценами, где социально незащищенные жители города могли бы покупать недорогие продукты питания.

На наш взгляд, данную проблему можно было бы решить путем реализации специальной городской программы, предусматривающей открытие сети магазинов, отвечающих всем требованиям законодательства и реализующих продовольственные товары по максимально низким ценам. При реализации этой программы можно было бы использовать наработанную многолетнюю практику универсама «Народный» в части обеспечения рекордно низких цен за счет прямых поставок (без посредников) продовольствия непосредственно от производителей.

Стоит также отметить, что такие программы существуют во многих городах мира, и этот положительный опыт можно было бы использовать на благо Санкт-Петербурга и его жителей.

В связи с вышеизложенным, просим Вас сообщить, считаете ли Вы возможным и необходимым разработать целевую программу Санкт-Петербурга по созданию торговых предприятий, реализующих продовольственные товары жителям города по максимально низким ценам?

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. 
 группе депутатов ЗС Дмитриеву В.Я., Воронцову А.В., Ивановой И.В., Коровину И.В., Смирнову К.О.
от 14 декабря 2012 года № 210135-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш запрос от 06.12.2012 № 210135-3, сообщаю следующее.

Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят к установлению правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на самостоятельность хозяйствующего субъекта при осуществлении деятельности, это право не снимает обязанности соблюдать установленные нормативными правовыми актами обязательные требования безопасности деятельности для жизни, здоровья людей и окружающей среды.

В настоящее время в Санкт-Петербурге реализацию продовольственных товаров осуществляют более 6 тысяч предприятий розничной торговли, включающих более 20 крупных торговых сетей, которые обеспечивают потребность населения в услугах розничной торговли продовольственными товарами.

По информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, цены на основные социально значимые продовольственные товары в крупных сетевых предприятиях розничной торговли (Лента, ОКЕЙ, Карусель, Пятерочка, Дикси, Полушка) практически ю всем группам указанных товаров ниже среднегородских, до 50%, либо соответствуют среднегородскому уровню. Такой уровень розничных цен обеспечивается за счет оптовых закупок больших партий товара непосредственно у производителей, в том числе осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Тенденция роста количества предприятий, реализующих товары по дисконтным картам (дисконтные торговые форматы) в предприятиях сетевой торговли, сейчас становится все более выраженной. На первый план выходят предприятия, реализующие товары по низким ценам (дискаунтеры) и гипермаркеты дисконтного типа. В таких предприятиях созданы условия, необходимые для соблюдения санитарных норм и правил, осуществляется реализация социально значимых продовольственных товаров по низким ценам.

В условиях рыночной экономики и самостоятельности хозяйствующих субъектов при осуществлении деятельности участие Санкт-Петербурга реализуется не в открытии государственных магазинов, а прежде всего в создании условий развития предпринимательства и конкуренции, в том числе в сфере торговли, путем снижения административных барьеров.

Региональной программой развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2012 № 691, начиная с 2013 года предусматривается государственная поддержка предприятий в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с выплатой процентов по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на приобретение технологического оборудования для магазинов по продаже продовольственных товаров повседневного спроса. Одним из условий предоставления субсидий предусматривается установить обязательство получателю субсидий по осуществлению реализации социально значимых продовольственных товаров по ценам ниже среднегородских.

Кроме этого, в настоящее время прорабатываются и другие механизмы создания условий для обеспечения социально незащищенных слоев населения качественными продовольственными товарами первой необходимости по доступным ценам.