29.11.2012

О проблеме несанкционированной торговли в СПб

Запрос
группы депутатов ЗС Дмитриева В.Я., Воронцова А.В., Гатчина Ю.А., Ивановой И.В., Коровина И.В., Смирнова К.О.
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 29 ноября 2012 года № 208988-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

На сегодняшний день в нашем городе существует проблема несанкционированной торговли. Повсеместно, в местах большой проходимости, у транспортных узлов реализуются товары сомнительного происхождения, без сопроводительных документов, удостоверяющих их качество.

Ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности предусмотрена главой 14 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Статьей 171 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ предусмотрена ответственность за незаконное предпринимательство, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Статьей 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена ответственность за продажу товаров в неустановленных местах, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.14.3 Протокола № 8 от 01.11.2012 Городского штаба по благоустройству принято решение: Администрациям районов Санкт-Петербурга ужесточить меры по пресечению несанкционированной торговли на территориях районов.

Однако, на сегодняшний день можно наблюдать, что несанкционированная торговля, в неустановленных местах не уменьшается и продолжает осуществляться, в том числе, в вагонах поездов Петербургского метрополитена, на выходах из станций метро.

В связи с изложенным просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Какое количество протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности было составлено в 2011 и 2012 годах?

2. Какова сумма штрафов за продажу товаров в неустановленных местах, поступившая в бюджет Санкт-Петербурга в 2011 и 2012 годах?

3. Считаете ли Вы, что пора положить конец продаже товаров в неустановленных местах?

4. Привлекались ли к ответственности и какие наказания понесли должностные    лица, ответственные за недопущение несанкционированной торговли?

5. Какие ещё, дополнительные меры, планирует принять городская власть для пресечения несанкционированной торговли?

6. Чем в этой ситуации могут помочь депутаты Законодательного Собрания

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. 
 группе депутатов ЗС Дмитриеву В.Я., Воронцову А.В., Гатчину Ю.А., Ивановой И.В., Коровину И.В., Смирнову К.О.
от 11 декабря 2012 года № 209888-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш запрос от 29.11.2012 № 209888-3, сообщаю следующее.

Для предотвращения и пресечения нарушений в сфере торговли силами районных управлений Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по результатам мониторинга на территориях районов Санкт-Петербурга проводятся локальные операции, направленные на выявление и пресечение фактов несанкционированной торговли в неустановленных местах. Управлением полиции на метрополитене создана специальная рабочая группа, которая ежедневно осуществляет выезды по линиям метрополитена Санкт-Петербурга.

В администрациях районов Санкт-Петербурга разработаны планы мероприятий по профилактике правонарушений, функционируют межведомственные рабочие группы, в состав которых входят должностные лица администраций районов Санкт-Петербурга, муниципальных образований, сотрудники полиции, миграционной службы и налоговых органов, осуществляющие еженедельные рейды по выявлению мест осуществления несанкционированной торговли и их ликвидации. Создание рабочих групп позволило оперативно применять меры административного воздействия к нарушителям, что привело к увеличению числа протоколов, составленных по статье 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70) и к ликвидации массовых очагов несанкционированной торговли.

За 2012 год в отношении физических лиц всего рассмотрено 28 377 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70. Из них по статье 44 данного Закона Санкт-Петербурга - 7688 протоколов или 27% от общего числа рассмотренных, что в 2,5 раза превысило уровень прошлого года (за аналогичный период 2011 года было рассмотрено 3 096 протоколов или 14,5%). Ликвидировано 3 552 объекта несанкционированной торговли.

Общая сумма наложенных штрафов составила 28 858 750 рублей, при этом по статье 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 сумма штрафных санкций составила 13 007 000 рублей (45% от общей суммы наложенных штрафов).

Проведенный анализ привлечения к административной ответственности граждан за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) показал, что за 11 месяцев 2012 года сотрудниками полиции выявлено 2 585 административных правонарушений. По результатам рассмотрения административных дел вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 672 300 рублей. В 2011 году по указанной статье было выявлено 5 450 правонарушений, назначено административных штрафов на общую сумму 1 075 000 рублей.

В целях повышения ответственности должностные лица, отвечающие за организацию торговли, отчитываются на заседаниях коллегий администраций районов Санкт-Петербурга по решению конкретных задач, в том числе по недопущению несанкционированной торговли, на заседаниях отмечаются недостатки в работе и способы их устранения.

Следует отметить, что механизм реализации действующих правовых норм, установленных законодательством Санкт-Петербурга в сфере несанкционированной торговли, не дает достаточно эффективного результата. На практике возникают проблемы с изъятием незаконно реализуемой продукции, а назначение административного наказания только в виде штрафных санкций позволяет осуществлять торговлю в неустановленных местах и после применения данных мер административного воздействия.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным рассмотреть возможность введения ответственности за продажу товаров в неустановленных местах в главу 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев наказание для граждан, должностных и юридических лиц в виде административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, что позволит в дальнейшем более эффективно пресекать данный вид правонарушений.