21.02.2013

О необходимости разработки постановления Правительства СПб по утверждению положения о природном заказнике "Гладышевский"

Запрос
депутата ЗС Ивановой Ирины Владимировны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 21 февраля 2013 года № 301514-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Ко мне обратился депутат муниципального совета муниципального образования поселка Серово, по поручению жителей поселка Серово.

Как следует из обращения, земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые дома жителей поселка, находятся в границах территории комплексного заказника «Гладышевский». Границы территории заказника установлены Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга № 103-р от 26.07.1996г. В эти же границы попали и иные земельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности различным государственным учреждениям, юридическим и физическим лицам, в том числе земельные участки под индивидуальными жилыми домами и садоводство Молодежное.

При этом, при проведении государственного кадастрового учета территории заказника, было сформировано 11 земельных участков, в состав которых не вошли вышеперечисленные земельные участки, занятые объектами третьих лиц. И площадь сформированных участков оказалась меньше, чем площадь заказника, указанная в Распоряжении Губернатора № 103-р.

Таким образом, земельные участки заявителей фактически находятся в границах заказника «Гладышевский», однако при проведении кадастрового учета они не вошли в границы сформированных участков заказника «Гладышевский». Данная коллизия препятствует собственникам домов оформить право собственности на земельные участки, на которых эти дома расположены.

Данная ситуация была предметом исследования специалистов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и, как следует из писем КЗРиЗ от 06.12.2011г. № 16453 а также вице- губернатора Санкт-Петербурга от 31.01.2012г. № 09-07-8, в адрес Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности было направлено письмо о необходимости разработки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении положения о природном заказнике «Гладышевский». В проекте, при описании границ заказника необходимо было предусмотреть, что данный природный заказник не включает в себя земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые дома, возведенные или предоставленные гражданам ранее в установленном порядке.

До настоящего времени сведения о разработке указанного постановления Правительства отсутствуют.

На основании изложенного, учитывая, что сложившаяся ситуация нарушает права собственников жилых домов, расположенных в границах территории заказника, и препятствует оформлению права собственности на данные земельные участки, прошу Вас сообщить, когда будет разработано и принято соответствующее постановление Правительства Санкт-Петербурга?

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанской Ольги Александровны
депутату ЗС Ивановой И.В.
от 14 марта 2013 года № 301514-3

Уважаемая Ирина Владимировна!

На Ваш запрос от 21.02.2013 № 301514-3 по вопросу разработки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении положения о государственном природном заказнике регионального значения «Гладышевский» (Заказник), а также нарушении прав собственников жилых домов, расположенных в границах территории Заказника, и препятствовании оформлению права собственности на данные земельные участки сообщаю следующее.

Заказник образован распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга и Губернатора Ленинградской области от 26.07.1996 № 103-р/89-рг, устанавливающим границы Заказника и утверждающим Положение о Заказнике. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Заказник является особо охраняемой природной территорией (ООПТ) регионального значения.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются ООПТ. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в пределах ООПТ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не указанные в пункте 4 указанной статьи, ограничиваются в обороте. В соответствии с пунктом 2 той же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В связи с тем, что статьей 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию ограниченных в обороте земельных участков, а статьей 28 ЗК РФ установлена возможность отказа в предоставлении в собственность граждан ограниченных в обороте земельных участков, то граждане – собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках в пределах ООПТ, не обладают предусмотренным статьей 36 ЗК РФ исключительным правом на приобретение права собственности на такие земельные участки. Одновременно с этим в силу той же статьи указанные лица имеют исключительное право на приобретение права аренды таких земельных участков.

В связи с вышеизложенным правовой режим ООПТ не приводит к нарушению прав собственников зданий, строений, сооружений на приобретение прав на земельные участки, на которых эти здания, строения, сооружения располагаются. Жители поселка Серово имеют исключительное право на приобретение права аренды земельных участков, на которых располагаются принадлежащие им на праве собственности жилые дома.

В преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что ООПТ к объектам общенационального достояния.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В настоящее время федеральный закон, предусматривающий возможность исключения из границ государственных природных заказников регионального значения, равно как и других ООПТ, земельных участков с целью их последующего предоставления в частную собственность собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, отсутствует.

В соответствии с вышеизложенным издание постановления Правительства Санкт-Петербурга, предусматривающего исключение из границ Заказника земельных участков, на которых расположены дома, принадлежащие жителям поселка Серово, а также другим лицам, не представляется возможным в силу несоответствия федеральному законодательству.

Дополнительно сообщаю, что в 2012 году Санкт-Петербургский городской суд по иску прокурора Санкт-Петербурга рассмотрел вопрос о признании недействующим постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 № 173 «О памятнике природы регионального значения «Комаровский берег», предусматривающего исключение из границ указанного памятника природы отдельных земельных участков.

Решением суда указанное постановление признало недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.