29.08.2019

    Нулевые чтения бюджета 2020 г. День первый. Доходы. Бюджетный дневник депутата И.В. Ивановой

    Конец августа – время, когда районы и комитеты начинают представлять общественности первые проекты бюджета на будущий год.

    Традиционно бюджетные слушания начинаются с оценки социально-экономического состояния города и планируемой доходной части бюджета.

    За 7 месяцев 2019 года налоговые поступления в бюджет уже превысили утвержденные плановые показатели. По оценкам Налоговой инспекции, доходы города будут на 3-4 % больше, чем запланировано в бюджете, или на 18 млрд руб.

    Основной источник городского дохода – это налоговые поступления от жителей – НДФЛ. Его доля в налоговых доходах бюджета составляет более половины. На данный момент уже поступили отчисления в размере 151 млрд руб., а общая сумма доходов по НДФЛ составит порядка 278 млрд руб. Петербуржцы опять перевыполнят «план». На этот раз на 8-9 %.

    Налог на прибыль организаций принесет городу 182 млрд руб. (прогноз). Перевыполнение плановых показателей составит 8 %.

    По налогу на имущество организаций отмечается ожидаемое снижение поступлений в связи с изменением налогового законодательства. С 2019 года полностью освобождено от налогообложения движимое имущество организаций.

    В 2020 году, по оценкам Налоговой инспекции, рост налоговых доходов продолжится. Ожидается, что поступления составят 598 млрд руб., на 9 % больше, чем в текущем году.

    Основным лейтмотивом доклада представителей экономического блока Смольного стала цитата и.о. губернатора города А. Д. Беглова «нам нужен триллион». По словам вице-губернатора Е.И. Елина, такой результат ожидается к 2024 году.

    Кроме того, целью экономической политики города является бездефицитный бюджет, а также увеличение расходов на развитие инвестиций: до 15 % от всей расходной части бюджета.

    Увеличить доходы города практически в два раза (а такого фантастического рывка мы в новейшей истории еще не видели и не увидим) нам, по мнению главных экономистов города, поможет развитие инвестиций, а также туризм.

    Существенного повышения доходной части бюджета за счет туризма пока ждать не приходится. Единственное, что может дать очевидный и быстрый результат – это введение в Санкт-Петербурге туристического сбора. Такие планы в Правительстве рассматриваются, однако пока даже проекта закона не разработано. Кроме того, определенное падение доходов город увидит и в результате вступления в действие так называемого закона Хованской, запрещающего размещать отели в жилых домах.

    А вот роста инвестиций правительство ожидает. И основная ставка, насколько можно судить, в 2020 году делается на РЖД и проект транспортного полукольца.

    Социально-экономические показатели развития Петербурга, по оценкам Смольного, положительные.

    Рост Валового регионального продукта составил 7,5 %, темпы роста инвестиций – 3%. Заработная плата выросла на 5,1 %. Инфляция – 4 %, а индекс потребительских цен – 4,6%. По федеральному рейтингу по инвестициям Санкт-Петербург занимает пока 5 место. Для выхода на лучшие показатели по стране нам нужно нарастить инвестиции до 20% от ВРП.

    По-прежнему в Санкт-Петербурге минимальные показатели безработицы, а средняя заработная плата составляет более 60 тыс. руб. По крайней мере, об этом говорит статистика.

    Показатели естественного прироста населения снижаются. Однако они нивелируются за счет миграции. В планах Правительства сделать город максимально привлекательным для трудовой миграции. Ставка естественно делается на высококвалифицированные кадры. Однако мы, как простые жители, пока видим в основном приток низкоквалифицированной, дешевой рабочей силы.

    На этом заседании также были заявлено и об очередном повышении тарифов. Ориентировочно на 4 % вырастут тарифы на коммунальные услуги и на 5 % подорожает электроэнергия. Возможен рост стоимости проезда на общественном транспорте. Наземный транспорт может подорожать до 42 рублей, метро до 50.

    Текущий бюджет 2019 года, как и в прошлом году, будет скорректирован осенью. Будут учтены дополнительные поступления из федерального бюджета – 15 млрд руб., а также дополнительные налоговые доходы и прибыль от использования госимущества. Также увеличится и расходная часть бюджета.

    На 2020 год комитет финансов планирует бюджетные доходы в размере 665 млрд руб, расходы 711,5 млрд руб.

    Комитет имущественных отношений как орган, отвечающий за получение дохода от использования городского имущества, также выступил с докладом на заседании. Его часть доходов формируется в основном за счет продажи и сдачи в аренду зданий, помещений и земельных участков, принадлежащих городу.

    Эти доходы в последние годы снижаются. Это ожидаемо, так как имущество – ресурс невосполняемый. За последние 10 лет город активно продавал госимущество и, естественно, в какой-то момент продавать станет нечего.

    Всего в городе сдается в аренду 1,8 млн кв. м. недвижимого имущества. Еще 0,8 млн кв. м. не используется и пустует. Ежегодно на содержание такого «имущественного балласта» тратятся немалые бюджетные средства.

    Вовлечь в оборот эти пустующие помещения в большинстве случаев весьма затруднительно. Так как, по меньшей мере, на треть – это общедомовое имущество – чердаки, подвалы, колясочные. Немало площадей занято объектами гражданской обороны, помещениями специализированного назначения, часть помещений находятся в составе имущества, вовлеченного в инвестиционные проекты, и не может быть использована (например, имущество, расположенное в кварталах, переданных для реновации).

    Нестационарные торговые объекты также приносят доход городу. Всего их по официальной статистике 8,7 тыс. 6 тысяч сдано в аренду. Еще 2,3 тыс. не используются. Доходы города от размещения НТО по прогнозам составят в 2019 году 230 млн. руб. в год.

    Правильное и эффективное использование городского имущества – главная задача и главная проблема Комитета.

    Не первый год мы отмечаем рост долгов по инвестиционным и арендным платежам за использование такого имущества. Цифры, по разным оценкам, разнятся. КСП в 2017-2018 годах говорило о 40 млрд руб. КИО заявляет, что общая сумма долга на данный момент составляет порядка 10 млрд руб.

    По словам председателя Комитета В. Калугина, за последние несколько месяцев была существенно изменена система работы с дебеторской задолженностью, что уже дает свои результаты. Кроме того, КИО в настоящее время прорабатывает схему, которая может позволить взыскать хотя бы часть таких долгов. В частности, это реструктуризация задолженности. Грубо говоря – списание части долга при условии уплаты другой части долга.

    Однако есть долги, которые невозможно взыскать в связи с истекшим сроком давности или даже смертью должников или в связи с банкротством и ликвидацией должников. Такие долги предполагается списывать полностью.

    Ирина Иванова, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга