12.08.2018

    Торги как инструмент договора, а не сговора

    Журнал «Бизнес Дневник» рассказывает об инициированном депутатом-коммунистом Ириной Ивановой круглом столе.

    Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) один из пунктов мартовского послания Владимира Путина. К середине следующего десятилетия вклад малого бизнеса в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых здесь вырасти с 19 млн до 25 млн человек, поставил задачу Президент. Сейчас доля малых предпринимателей в ВВП России составляет порядка 20%. Выход нового майского указа главы государства направлен на перезапуск мер по поддержке малого бизнеса. А что на практике? Корреспондент «БД» выяснял, как предприниматели зарабатывают на госзаказах в строительной сфере.

    Спасительный субподряд

    Одному из векторов развития в этой сфере был посвящен семинар, прошедший на площадке «Центра развития и поддержки предпринимательства» («ЦРПП»). На нем представители АО «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства», рассказали о доступе бизнеса к заказам крупных предприятий и использованию финансовых инструментов (в том числе по увеличению оборотных средств).

    Необходимость привлечь внимание представителей органов власти и государственных предприятий к проблемам предпринимателей действительно назрела. В преддверии обсуждения проблемой доступности госзаказов в строительстве для субъектов малого предпринимательства озаботились парламентарии Петербурга. Круглый стол «Государственный заказ для субъектов малого и среднего предпринимательства. Проблемы поэтапной приемки и оплаты выполненных работ» был инициирован депутатом Законодательного Собрания города Ириной Ивановой. В мероприятии приняли участие субъекты малого предпринимательства в сфере строительства, представители комитетов экономического блока правительства Петербурга, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов, депутаты ЗакСа, представители ведущих петербургских госпредприятий, а также общественного объединения «Опора России».

     «Государственные заказы для малого бизнеса по-прежнему остаются недоступными, – задала тон предельно откровенному разговору заместитель директора Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Ирина Толдова. – Большое сожаление в предпринимательском сообществе вызывает то, что среди некоторых заказчиков все еще велик соблазн привлечь к работам “придворную” компанию, под которую изначально все “заточено”. Крупные инвестиционно-строительные компании создают свои “дочки” под видом малого бизнеса, которые и участвуют в закупках. Зачастую техзадание пишется под конкретную фирму, и выполнить их условия на практике невозможно. Существует недоверие к честности процедур закупок».

    Предприниматели не спешат связываться с системой государственных закупок еще и потому, что им не достает собственных средств для выполнения крупного лота при отсутствии аванса на материалы. «В один лот заказчик может объединить сразу несколько объектов, в том числе расположенных по разным адресам и с разными сроками исполнения работ. Кроме того, проблемы с кредитованием не благоприятствуют поддержке малого предпринимательства. Банки отказываются давать кредиты без обеспечения, а обеспечить столь внушительную сумму малому бизнесу нечем», – добавила спикер.

    Она также подчеркнула, что в контрактах отсутствует условие поэтапной (пообъектной) приемки и оплаты выполненных работ (услуг). Оплата только после выполнения всех работ по контракту приводит к тому, что значительные собственные (и заемные) оборотные денежные средства замораживаются на длительный срок, что негативно влияет на финансовое состояние предприятия. «В результате малый и средний бизнес в строительстве вытеснен в сферу субподрядных работ. Зачастую генподрядчики затягивают сроки оплаты выполненных работ либо выплачивают субподрядчикам лишь компенсацию за материалы. Представители микробизнеса, как правило, не хотят портить отношения с генподрядчиком и предпочитают терпеливо ждать оплаты в нарушение сроков и в убыток себе, что ведет к невозможности участия в других тендерах и даже к банкротству», – объяснила Ирина Толдова. Все это, по ее мнению, подрывает доверие к предпринимательской деятельности в строительной сфере.

    Без ущерба для бюджета

    Депутат ЗакСа Ирина Иванова подчеркнула актуальность проблемы: в последнее время к ней часто обращались предприниматели из-за недоступности госзаказа. «Необходимо выразить консолидированную позицию предпринимательского сообщества», – высказалась она, добавив, что предложения будут направлены профильному вице-губернатору – Игорю Албину.

    Следует отметить, что требования ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части обеспечения обязательной доли участия малого бизнеса в выполнении работ по госзаказу профильными комитетами и госпредприятиями выполняются в полном объеме.

    Вместе с тем начальник отдела организации и проведения торгов НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Виталий Мухутдинов подчеркнул, что, учитывая специфику работ, в первую очередь оцениваются опыт и квалификация специалистов, а также наличие исполненных договоров с непрерывными технологическими циклами, где возможен только один этап –готовый результат. В 95% проводимых торгов договоры заключаются с субъектами малого предпринимательства, а значительную часть работ выполняют микропредприятия.

    Он также отметил, что для разработки проектно-сметной документации авансирование не предусмотрено, а при строительно-монтажных работах выплачивается аванс в размере 30% от цены договора. Заключаемые договоры предусматривают поэтапную оплату, где этапом является выполненный капитальный ремонт одной инженерной системы или конструктивного элемента здания (например, системы горячего водоснабжения или фасада). Дробление же заказчиком лотов на меньшие приводит к росту количества закупок в разы, что при действующей штатной численности специалистов контрактной службы означает ухудшение качества тендерной документации и, как следствие, ущерб для заказчика, а значит, и для бюджета Петербурга.

    По словам эксперта, если, например, разделить капитальный ремонт инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и системы теплоснабжения, расположенных в одном многоквартирном доме, на четыре разных лота, то четыре разных подрядных организации одновременно будут пытаться сделать капитальный ремонт соответствующих систем в каждой квартире. Это неминуемо вызовет недовольство собственников жилья и приведет к срыву сроков, так как технологически невозможно работать на одних и тех же узлах большому количеству специалистов сразу. В итоге это выльется в низкое качество производимого ремонта и дорогостоящие последствия.

    «Для микропредприятий необходимо определить преференции – принимать участие в торгах в отдельных отраслях, где риски некачественного ремонта или услуг не будут столь катастрофичны», – предложил Виталий Мухутдинов.

    Этапы или сроки?

    Вопросы целесообразности заключения договоров с субъектами малого бизнеса с поэтапной оплатой выполненных работ, а также дробления крупного лота на меньшие оказываются дискуссионными.

    «Сроки и этапы выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров должны формироваться, исходя из технологии выполнения работ и услуг, финансовых возможностей заказчика, а также наличия у заказчика складских помещений, – считает начальник отдела закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Вячеслав Родионов. – Основным критерием объединения в лот является взаимосвязь технологических и функциональных характеристик (товаров, работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством. При формировании лотов метрополитен исходит из возможности участия в закупке наибольшего количества участников, в том числе и субъектов малого предпринимательства. Внесение изменений в действующее законодательство нецелесообразно».

    Наталья Пугачева, главный юрисконсульт по правовому сопровождению закупок Департамента финансов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», отмечает, что заключаемые предприятием контракты на выполнение работ в большинстве случаев содержат условия о поэтапной или ежемесячной оплате выполненной работы: «При формировании лотов предприятие исходит из баланса двух задач: усиления конкуренции, в том числе за счет расширения возможности участия в закупках субъектов малого предпринимательства, и повышения качества оказываемых услуг».

    «При наличии возможности выделения логических этапов либо выполнения работ с установленной периодичностью поэтапная форма оплаты применима, но авансирование не предусмотрено, – добавляет Наталья Зеленчук, начальник департамента по снабжению и закупкам ГУП «ТЭК СПб». – Данный вопрос дополнительного регулирования в сфере строительства не требует. Что касается разделения крупного лота на меньшие, одним из основных принципов работы контрактной системы является принцип эффективности осуществления закупок. Заказчик должен исходить из необходимости исполнения собственных производственных программ с учетом рационального использования ресурсов, а не из возможностей потенциальных участников закупки. Как показывает практика, в каждой третьей крупной закупке (более 20 млн руб.) побеждают представители малого бизнеса. Соответственно, размер лота не является сдерживающим фактором при участии в закупках».

    Представители профильных комитетов не согласны с мнением предпринимателей: законодательного запрета на поэтапную оплату госконтрактов нет, однако нет и обязанности подрядчика заключать договоры с поэтапной приемкой. Так, начальник отдела Управления методологического сопровождения Комитета по государственному заказу Петербурга Дмитрий Каблуков пояснил, что Федеральный закон не содержит понятия «отдельный этап»: «Возможность выделения отдельных этапов исполнения контракта зависит от характера закупаемых товаров, работ, услуг и находится в компетенции заказчика в соответствии с законодательством. В Государственную Думу РФ направлено предложение дать определение “этап исполнения контракта” в целях корректного исполнения заказчиками требований Закона № 44-ФЗ. Кроме того, выделение отдельных этапов сопряжено с финансовыми рисками для поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в случае несоблюдения сроков, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту законодательством предусмотрено начисление пеней и штрафов».

    «В соответствии с законодательством предприятия с оборотом почти миллиард рублей тоже подпадают под льготную категорию малого и среднего бизнеса, – обратила внимание депутат Ирина Иванова. – При этом закон не трактует, что 15-процентный объем закупок должен исполняться с выделением “строительства” в отдельный блок. Такие критерии не отражают реального положения дел и не обеспечивают права и интересы большого количества компаний с небольшим оборотом. Поэтому должна быть установлена обязательная доля участия микропредприятий в госзаказе, а также снижение максимальной стоимости лотов для этой категории бизнеса».

    А что омбудсмен?

    По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александра Абросимова, зачастую участие в конкурсных процедурах является невыгодным для представителей малого бизнеса, так как исполнение государственного контракта требует наличия существенного объема оборотных средств, а авансирование остается на усмотрении заказчика. При этом малый и средний бизнес активно участвует в выполнении госконтрактов в качестве субподрядчика, поскольку это не требует аккумулирования значительных финансовых средств.

    Если же у предпринимателей имеются подтверждения коррупционной составляющей в государственных закупках, то им необходимо обратиться с жалобой в антимонопольную службу и в органы прокуратуры, наделенные законодательством полномочиями по противодействию коррупции, а также в аппарат омбудсмена.

    Особое внимание было уделено неплатежам генподрядчика за выполненные работы в строительстве. По информации прокуратуры города, направленной Уполномоченному, только на 30 января 2018 года со стороны заказчиков имелась текущая задолженность перед предпринимателями в размере порядка 500 млн руб. Но ситуация с просроченной кредиторской задолженностью по оплате контрактов меняется и имеет положительную динамику.

    «Вопрос разделения крупного лота на меньшие неоднозначен, но в целом, при законном и обоснованном разделении крупного лота на более мелкие, отношусь к этому положительно, и в ряде случаев заказчики так и поступают», – поделился своим мнением Александр Абросимов.

    Согласно информации, Комитета по государственному заказу Петербурга, по результатам осуществления закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2017 году заказчиками было заключено 100 285 госконтрактов на общую сумму 197,3 млрд руб. Из них 86 972 контракта на 94,8 млрд руб. (или 86,7 % от общего количества контрактов и 50% от общей суммы) заключено с предприятиями малого и среднего бизнеса, в том числе 683 контракта, предусматривающих выплату аванса на выполнение работ. Это позволяет сделать вывод о доступности государственных закупок города. Объем закупок для субъектов малого предпринимательства, признанных несостоявшимися, составил почти 9 млрд руб.

    Марина Хуторова

    «Бизнес Дневник»