15.11.2012

О проблемах граждан – участников долевого строительства, пострадавших от действий ЗАО "ИНЭКС ДИЗАЙН"

Запрос
депутата ЗС Ивановой Ирины Владимировны
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 15 ноября 2012 года № 209343-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Вынуждена обратиться к Вам в связи с неудовлетворительными ответами Комитета по социальной политике на мои запросы.

Ко мне обратилась Жмурина Т.Н., пострадавшая в результате действий ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН» при проведении реконструкции электрощитовой в парадной 2 дома 75 по Суздальскому проспекту.

В соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 07.09.1998 года № 873-р и договором об инвестиционной деятельности, заключенным КУГИ Санкт-Петербурга с ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН», указанная компания получила право реконструировать электрощитовые в домах серии 1ЛГ 600А в Выборгском, Калининском и Приморском районах Санкт-Петербурга.

18.09.2001г. Т.Н. Жмурина заключила с ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН» договор о долевом участии в реконструкции электрощитовой в парадной 2 дома 75 по Суздальскому проспекту, в соответствии с условиями которого, она должна была получить в собственность однокомнатную квартиру, образованную в результате переоборудования вышеуказанного помещения. Обязательства по договору со стороны ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН» выполнены не были и приговором Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 01 марта 2007 года по делу № 1-192/07 генеральный директор ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН» Белоконь А.Ю. был признан виновным в совершении 26 эпизодов мошенничества в отношении граждан, с которыми им­ были заключены договоры на реконструкцию помещений электрощитовых. Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08.10.2007г. с Белоконя А.Ю. в пользу Жмуриной Т.Н. были взысканы денежные средства в размере 2 085 600 рублей, в счет возмещения ущерба. Определением того же суда от 08.10.2008г. ранее присужденная Жмуриной сумма были индексирована и составила 3 328 000 рублей.

По результатам рассмотрения обращения Жмуриной, Комиссией при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам социальной поддержки пострадавших граждан­участников долевого строительства многоквартирных домов от 20.11.2007г. было принято решение об оказании содействия в возмещении ей денежных средств.

Письмом Вице­губернатора Санкт-Петербурга Косткиной Л.А. № 2.4-8200 от 15.10.2008г. Жмуриной, в связи с решением суда об индексации взысканной в ее пользу суммы, было рекомендовано повторно обратиться в комиссию. Однако в мае 2009 года пострадавшим дольщикам было заявлено, что возмещение денежных средств приостановлено, а 02.03.2010г. вышеуказанной Комиссией дело Жмуриной Т.Н. было рассмотрено повторно и на основании изменений, внесенных в Положение о комиссии Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008г. № 1340 ей было отказано в оказании содействия.

На неоднократные обращения в различные органы государственной власти Санкт-Петербурга Жмурина получала ответы о том, что вопрос об оказании ей помощи решен положительно, однако в связи с финансовым кризисом оказать ей помощь не представляется возможным, выплаты приостановлены. Однако, в дальнейшем, в ответах органов исполнительной власти появилась информация о том, что компенсация заявителю предоставлялась, однако Жмурина якобы отказалась от предложенной ей помощи.

Поскольку данная информация не соответствует действительности, Жмурина была вынуждена обратиться в прокуратуру Санкт-Петербурга. Однако, в рамках проведенной проверки было установлено, что письменного отказа Жмуриной от предложенной помощи не существует. Была лишь предоставлена информация о том, что в 2008 году Жмурина устно отказалась от предложенной спонсором выплаты.

При этом из ответов различных органов исполнительной власти, направленных в адрес заявителя в 2008 и последующих годах, следует, что вопрос об оказании Жмуриной Т.Н. помощи решен положительно, однако в связи с финансовым кризисом оказать ей помощь не представляется возможным, выплаты приостановлены. Сведений о том, что Жмуриной была предложена какая-то финансовая помощь и она от нее отказалась в данных ответах не содержится.

И только в ответе Прокурора Санкт-Петербурга от 16.05.2011г. № 7-492-2009г. впервые прозвучала информация о том, что Жмурина, якобы, отказалась от предложенной ей выплаты.

Однако, если Жмурина действительно отказалась от выплаты в 2008 году, то в связи с чем тогда на протяжении последующих лет ей направлялись письма о том, что ее вопрос решается и изыскиваются средства для выплаты?

Несмотря на то, что все эти обстоятельства были указаны в моих обращениях в Комитет по социальной политике, ответ поступил аналогичный: Жмуриной предлагалась помощь, она от нее отказалась. При этом ответы Комитета не содержали в себе всей запрошенной депутатом информации.

Таким образом, на протяжении уже 11-ти лет заявитель не может получить ни обещанную ей по договору квартиру, ни какую­либо компенсацию. При этом единственное место проживания Жмуриной - квартира ее сына, но в настоящее время в отношении Жмуриной ее сыном инициирован иск о выселении, который может быть удовлетворен, поскольку никаких прав на проживание в данной квартире Жмурина не имеет.

Кроме того, обращаю Ваше внимание на то, что в ответе Вице­губернатора И.М. Метельского на запрос фракции КПРФ от 29.12.2011 N 110458-3, по вопросу решения проблем обманутых дольщиков, депутатам было сообщено следующее:

«с 2009 года в Санкт-Петербурге в целях оказания финансовой помощи гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от недобросовестных застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, действует Фонд по вопросам оказания помощи пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов (далее - Фонд), созданный при Союзе строительных объединений и организаций. Фонд является постоянно действующим органом....

...30.04.2010 состоялось заседание Президиума Союза строительных объединений и организаций (протокол N 61-п), на котором был утвержден переданный Комиссией список пострадавших граждан ­ участников долевого строительства в количестве 30 человек.

В настоящее время руководством Фонда ведется работа по формированию имущественной базы Фонда для оказания необходимой помощи каждому пострадавшему участнику долевого строительства. Формирование имущественной базы Фонда зависит исключительно от инвесторов-застройщиков, предоставляющих Фонду квартиры для передачи их в собственность пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства.....

...Деятельность Комиссии будет продолжена. За последние три года Комиссией рассмотрено около 530 дел и по большинству (более 420) из них приняты положительные решения - граждане либо получили жилье, либо денежную компенсацию, либо включены в целевые городские программы...»

Кроме того, в данном ответе было указано, что ряд граждан из указанного списка уже получили квартиры.

Изложенная в ответе информация не согласуется с ответами, предоставленными Т.Н. Жмуриной, о том, что выплаты не производятся и квартиры не предоставляются.

Таким образом, исходя из вышеуказанной противоречивой информации, получается, что квартиры предоставляются лишь отдельным обманутым дольщикам, в том числе и тем, кто имеет в собственности иные жилые помещения, в то время как другие - оказываются под угрозой выселения на улицу и не получают никакой помощи.

На основании изложенного прошу Вас сообщить:

1.  Будет ли оказано содействие Жмуриной Т.Н. в решении ее жилищного вопроса (предоставлено жилое помещение, выплачена компенсация)? Если будет, то когда и кем?

2.  Является ли обращение в Комиссию с решением суда об индексации ранее взысканной суммы - повторным обращением?

3.  В связи с чем (прошу указать конкретный пункт Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1340) решением Комиссии от 02.03.2010г Жмуриной Т.Н. было отказано в оказании содействия, а также в связи с чем решением Комиссии от 06.12.2011г. Жмуриной было отказано в направлении в Фонд помощи Союза строительных организаций?

4.  Будет ли учитываться Комиссией и Фондом по вопросам оказания помощи пострадавшим гражданам­участникам долевого строительства многоквартирных домов, созданным при Союзе строительных объединений и организаций, решение суда об индексации взысканной в пользу Жмуриной суммы? Если будет, то каким образом?

5.  Какое количество пострадавших граждан­участников долевого строительства в настоящее время имеется в Санкт-Петербурге? Сколько из них соответствуют требованиям, предъявляемым действующими нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга к пострадавшим участникам долевого строительства и имеют право на оказание поддержки?

6.  Сколько граждан, заключивших договоры с ЗАО «ИНЭКС ДИЗАЙН» на реконструкцию электрощитовых, не получивших какой­либо помощи от Санкт-Петербурга в решении их жилищного вопроса, в настоящее время имеется в Санкт-Петербурге?

 

Ответ
исполняющего обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Дивинского И.Б.
депутату ЗС Ивановой И.В.
от 23 октября 2012 года № 209343-3

Уважаемая Ирина Владимировна!

Рассмотрев Ваш запрос от 15.11.2012 № 209343-3, сообщаю следующее.

В целях обеспечения защиты интересов и решения проблем граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков-инвесторов, и определения способов завершения строительства проблемных объектов было принято распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 02.10.2012 № 58-рп «О Плане мероприятий, направленных на оказание содействия в защите прав участников долевого строительства и на завершение строительства проблемных объектов» (далее - План ).

Планом предусмотрено внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Санкт-Петербурга, в том числе в Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 № 307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге». Указанный Закон Санкт-Петербурга не содержит четкого механизма оказания помощи участникам долевого строительства, нуждающимся в защите. Вне рамок действия данного Закона Санкт-Петербурга остаются граждане, заключившие различного вида договоры не с застройщиком, а с инвестором (генеральным подрядчиком).

В настоящее время проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 № 307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге» проходит согласование в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.

В данном проекте закона предусмотрено определение понятий «недобросовестный застройщик-инвестор», «участник долевого строительства, нуждающийся в защите» и «проблемный объект», а также конкретные меры поддержки участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, в том числе:

-  частичное субсидирование из бюджета Санкт-Петербурга платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений, заключенным с участниками долевого строительства, нуждающимися в защите;

-  предоставление квартир в собственность участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, новым застройщиком-инвестором, выигравшим торги на право заключения договора аренды земельных участков на инвестиционных условиях, предусматривающих обязанность предоставления квартир участникам долевого строительства, нуждающимся в защите.

Согласованный исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проект закона планируется представить на рассмотрение в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в декабре 2012 года.

Внесение изменений и дополнений потребуется и в Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». В нем планируется предусмотреть в числе инвестиционных условий при заключении договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях обязательства застройщика по предоставлению квартир в собственность гражданам - участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, а также полномочия Правительства Санкт-Петербурга принять решение об уменьшении платежей за предоставление объектов недвижимости для строительства и реконструкции в указанных случаях.

План предусматривает внесение изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.08.2011 № 1159 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге» в части определения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга ответственным за формирование и ведение Реестра, так как при формировании Реестра необходимо будет учитывать социальное положение участников долевого строительства, а целью составления Реестра будет, в том числе, определение очередности предоставления квартир участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, с учетом их социального статуса.

После внесения изменений в указанное постановление Правительства Санкт-Петербурга Жмуриной Т.Н. необходимо будет обратиться в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на ведение Реестра и представить необходимые документы для включения ее в данный Реестр в установленном порядке.

После включения Жмуриной Т.Н. в Реестр будет рассмотрен вопрос об оказании ей помощи в соответствии с внесенными изменениями в действующее законодательство.

В Плане не предусмотрено введение такой формы оказания помощи пострадавшим гражданам как выплата денежных компенсаций.

В то же время, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве от 19.10.2012 (далее - Перечень поручений) Правительством Российской Федерации до 01.12.2012 будут разработаны единые для всех субъектов Российской Федерации правила ведения реестров граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права были нарушены, а также определены критерии отнесения граждан к числу пострадавших.

Кроме этого, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до 01.02.2013 провести инвентаризацию «проблемных» объектов, утвердить графики проведения мероприятий по решению проблем пострадавших граждан, определив объемы и источники финансирования.

В соответствии с принятыми во исполнение Перечня поручений решениями План мероприятий может быть скорректирован.

В целях обеспечения социальной поддержки граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 № 595 образована Комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам социальной поддержки пострадавших граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов (далее — Комиссия).

В целях соблюдения принципа социальной справедливости и адресного подхода к рассмотрению обращений пострадавших граждан постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1340 в Положение о Комиссии были внесены изменения, согласно которым Комиссия получила право:

- на принятие решения об оказании содействия пострадавшим гражданам один раз;

- на вынесение решения об отказе в оказании содействия пострадавшим гражданам в случае, если у них и членов их семей отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.

На заседании 20.11.2007 Комиссией при рассмотрении материалов дела Жмуриной Т.Н. было принято решение об оказании содействия в возмещении денежных средств в соответствии с представленным решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08.10.2007 (2 085 600 рублей)

С решением Комиссии Жмурина Т.Н. была ознакомлена и согласна.

По информации, представленной Комитетом финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - Комитет) список граждан, в который Жмурина Т.Н. была включена для получения денежных средств, находился в работе и был на контроле в Комитете. Комитетом осуществлялся поиск необходимых источников финансирования путем взаимодействия с организациями, готовыми оказать помощь пострадавшим дольщикам. Комитетом был найден конкретный источник получения денежных средств, об этом, как и все другие дольщики, находившееся в списке, Жмурина Т.Н. была извещена специалистом Комитета.

Также, по информации, представленной Комитетом, Жмуриной Т.Н. в 2008 году неоднократно предлагалось выплатить денежные средства в объеме, определенном решением Комиссии от 20.11.2007 (2 085 600 рублей); предложенной помощью Жмурина Т.Н. не воспользовалась. Все остальные граждане, кому была предложена помощь, получили денежную выплату. Поскольку на организацию - спонсора не возлагалось обязательство по выплате денежных средств, а такая денежная выплата производилась на добровольной основе в качестве спонсорской помощи, коммерческие организации не имели права требовать от дольщиков официального отказа от выплаты денежных средств.

В 2009 году в связи с финансовым кризисом выплаты денежных средств пострадавшим гражданам были прекращены.

Жмурина Т.Н. зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной вартире, расположенной по адресу: Санкт­Петербург, ул.Авиаконструкторов, д.40, кв.43.

Кроме этого, Жмурина Т.Н. является собственником 0,5 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, ул.Софьи Ковалевской, д. 16, корп.З, кв.53.

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения менее установленных норм (для проживающих в отдельных квартирах 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека). Таким образом, Жмурина Т.Н. обеспечена общей площадью жилого помещения сверх установленного законодательством норматива.

Поскольку приему на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Жмурина Т.Н. не подлежит, оснований у Комиссии для ходатайства о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также оказании иного содействия не имеется.

Учитывая изложенное, дело Жмуриной Т.Н. не подлежит повторному рассмотрению в рамках работы Комиссии.

Всем гражданам, обратившимся в Комиссию, оказывается содействие на основании Положения о Комиссии. Иные механизмы оказания социальной помощи пострадавшим гражданам федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга не предусмотрены.

Фонд по вопросам оказания помощи пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов (далее - Фонд), созданный при Союзе строительных объединений и организаций, действует в Санкт-Петербурге с 2009 года и рассматривает дела граждан, в отношении которых Комиссией принято положительное решение. Данная некоммерческая негосударственная организация осуществляет сбор средств, пожертвованных представителями строительного сообщества Санкт-Петербурга для оплаты квартир гражданам, пострадавшим от недобросовестных застройщиков. За время своей работы Фонд приобрел 26 квартир для граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. Выплату денежных средств пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов Фонд не осуществляет.

В связи с отсутствием в федеральном законодательстве определения «обманутый дольщик» в Санкт-Петербурге руководствуются следующим определением: «Граждане - участники долевого строительства многоквартирных домов, пострадавшие от недобросовестных застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга». С июля 2007 года по ноябрь 2012 года число граждан, чьи дела были рассмотрены на заседаниях Комиссии, составило 566 человек. Из них по 420-ти делам были приняты решения об оказании пострадавшим гражданам социальной помощи.

Остальным гражданам было отказано в оказании помощи в связи с тем, что Комиссия оказывает социальную поддержку и содействие пострадавшим гражданам в случае, если гражданин и члены его семьи имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.

Одновременно сообщаю, что всем 35-ти гражданам, заключившим договоры с закрытым акционерным обществом «ИНЭКС­ДИЗАЙН», дела которых рассмотрены Комиссией, была предложена помощь. Воспользовались предложенной помощью 34 гражданина: получили денежную выплату, поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с последующим улучшением жилищных условий путем предоставления жилых помещений в освобождаемом жилом фонде района, участвуют в городских целевых программах улучшения жилищных условий, получили жилые помещения. Жмурина Т.Н. не воспользовалась предложенной помощью.