17.05.2012

О необходимости установления порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг нанимателями жилых помещений в полном соответствии с Жилищным Кодексом РФ

Запрос
депутатов ЗС Дмитриева Владимира Яковлевича, Воронцова Алексея Васильевича, 
Гатчина Юрия Арменаковича, Ивановой Ирины Владимировны, Комоловой Ирины Игоревны, 
Коровина Игоря Владимировича, Смирнова Константина Олеговича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 24 мая 2012 года№ 204501-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

К депутатам фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга обращаются жители города в связи с нарушением норм жилищного законодательства. Нарушение заключается в том, что в выставляемых квитанциях на оплату коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, где придомовая территория не оформлена в общую собственность жильцов, со стороны управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (далее - ВЦКП) содержится строка - содержание придомовой территории. Это противоречит Ч. 1 ст. 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с требованиями которой, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. В соответствии же с Ч. 2 ст. 15 п.п. в Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержащею и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, не входит в состав услуг и работ.

Кроме этого горожане жалуются на то, что в настоящее время Правительство Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета распоряжением от 07.02.2011 г. №37-р утвердило форму договора на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК, где, в соответствии с п. 3.3, наниматели жилых помещений должны оплачивать вышеперечисленные услуги не на прямую её поставщику, как это предусмотрено ЖК РФ ст. 155, п. 4 и п. 7, а через посредника - ВЦКП. Выступая в этом качестве, как монополист, государственно-коммерческое предприятие ВЦКП произвольно устанавливает высокие сборы (так называемое вознаграждение) за эту навязанную населению Жилищным комитетом услугу. Кроме этого, городской центр жилищных субсидий в составе ВЦКП численностью более его трети является «близнецом» «Городского информационно-расчетного центра» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и без нужды целиком дублирует его работу. Всё это ведёт к существенному удорожанию коммунальных услуг для потребителей - нанимателей жилых помещений, и вызывает их обоснованное возмущение и социальную напряжённость в городе, тем более в преддверии объявленного очередного, с июля 2012 года, повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга уже обращались к Вам с этим вопросом (запрос от 19.01.2012 №200227-3) и получили ответ от 27.02.2012 №05-10-2137/09-7-3 вице-губернатора Санкт-Петербурга С.А. Козырева, который проинформировал, что «04.10.2011 Президентом Российской Федерации дано поручение обеспечить создание единых расчётных центров на уровне субъектов Российской Федерации» и делает вывод, что «в Санкт-Петербурге уже с 1994 года реализовано поручение Президента Российской Федерации от 27.11.2010 №3463ГС». В результате, ВЦКП продолжает выступать в роли посредника по организации и сбору платы за жилье и коммунальные услуги между населением и организациями, предоставляющими жилье и непосредственно оказывающими услуги.

Однако граждане и депутаты Законодательного Собрания Санкт- Петербурга выступают не за упразднение «Городского информационно- расчетного центра» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, который реализует поручение Президента Российской Федерации от 27.11.2010 №3463ГС, а настаивают на соблюдении порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг нанимателями жилых помещений в полном соответствии сост. 155, п. 4 и п. 7 ЖК РФ - без посредничества ВЦКП, непосредственно организациям и предприятиям, оказывающим эти услуги. Президент и Председатель Правительства России также постоянно требуют устранения посредников в цепочке «производитель - потребитель». Никаких ни законодательных, ни организационных, ни технических препятствий такой организации расчетов нет.

Поэтому, учитывая большую социальную значимость сферы жилищно-коммунального хозяйства, затрагивающей жизненные интересы всего населения города, убедительно просим Вас сообщить:

1. Когда граждане, проживающие в многоквартирных домах, где придомовая территория не оформлена в общую собственность жильцов, будут восстановлены в своих правах и в полном соответствии с ЖК РФ освобождены от незаконных платежей по содержанию придомовой территории?

2. Когда будет установлен порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг нанимателями жилых помещений в полном соответствии с ЖК РФ – без посредничества ВЦКП, непосредственно организациям и предприятиям, оказывающим эти услуги?

 С уважением, депутаты

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутатам ЗС Дмитриеву В. Я., Воронцову А. В., Гатчину Ю. А., Ивановой И. В., Комоловой И. И., Коровину И. В., Смирнову К. О.
от 31 мая 2012 года№ 204501-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш запрос от 24.05.2012 № 204501-3, сообщаю следующее:

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом. с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, уборку и санитарно- гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества.

После определения границ земельного участка на основании данных государственного кадастрового учета обязанность собственников по уборке ограничивается пределами этого участка.

Земельные участки, не вошедшие в границы сформированных участков общей долевой собственности граждан, являются собственностью Санкт-Петербурга, который обязан содержать эти земельные участки.

Ежегодно бюджетные ассигнования на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, предусматриваются администрациям районов Санкт-Петербурга в виде субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга.

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» для нанимателей жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установлен размер платы за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома.

Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» оказывает услуги за минимальное вознаграждение, составляющее 0,5% плюс налог на добавленную стоимость от размера платежа, аналогичные услуги в Санкт-Петербурге предоставляются за вознаграждение в размере 3-7%. За указанное вознаграждение по поручению управляющих организаций и в соответствии с заключенными договорами производится расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляется печать платежных документов, счет, сбор и последующее перечисление платежей населения в адрес управляющих организаций (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов), ресурсоснабжающих организаций и поставщиков услуг.

Исключение посредников между потребителями и производителями имеет своей цельо недопущение необоснованного роста цен на произведенный производителем товар. В отношении жилищно-коммунального комплекса, по результатам анализа проходящей жилищной реформы, Президентом Российской Федерации дано поручение обеспечить создание единых расчетных центров на уровне субъектов Российской Федерации с целью усиления контроля за расходованием и движением средств, направленных населением на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.