07.02.2013

О необходимости устранения допущенных нарушений законодательства в отношении ЗАО "Союзспецснаб"

Запрос

от группы депутатов ЗС Дмитриева Владимира Яковлевича, Воронцова Алексея Васильевича, Гатчина Юрия Арменаковича,
 Ивановой Ирины Владимировны, Коровина Игоря Владимировича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 7 февраля 2013 года № 301003-3

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

К нам обратилось Закрытое акционерное общество «Союзспецснаб», являющееся предприятием текстильной промышленности и субъектом малого предпринимательства.

С 2005 года ЗАО «Союзспецснаб» арендует у Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее – КУГИ) нежилые помещения, расположенные в здании дома № 41 лит. А по ул. Ленсовета в Санкт-Петербурге на основании договора аренды№12-А-3100 от 26.10.2005.

02.12.2011 КУГИ направил ЗАО «Союзспецснаб» уведомление об одностороннем отказе от договора аренды в связи с принятием решения о сносе здания (сооружения) и строительстве на данном земельном участке нового объекта – спортивного комплекса. (Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1237 от 17.08.2011 и Распоряжение 3107-рз от 28.11.2011 г.)

Однако, в дальнейшем Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, была согласована проектная документация на реконструкцию дома № 41 литера А, с пристройкой к нему спортивного комплекса. (Письмо КГА от 18.05.2012 № Г.С.-3.1/22737)

Из письма Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга № 3-5677-1 от 12.07.2012 г. также следует, что в указанном здании будет проводиться именно реконструкция существующего здания, а не строительство нового объекта.

К тому же, согласно письму Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга № 01-12-241/12-1и от 12.12.2012 г., ООО «Светлана» (инвестор) разрешение на снос не получало, и даже за ним не обращалось.

В соответствии нормами Градостроительного Кодекса РФ строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); в то время, как реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, понятия строительство и реконструкция не являются тождественными и предусматривают под собой различные мероприятия. Следовательно, проведение реконструкции объекта, в то время как основополагающее решение принималось правительством о новом строительстве, является незаконным.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что расторжение договора аренды с ЗАО «Союзспецснаб» и выселение Общества из занимаемых помещений незаконно, т.к. в качестве основания для расторжения договора указан снос здания, а не реконструкция. Принятое же в установленном порядке решение о реконструкции дома № 41 лит. А по ул. Ленсовета в настоящее время отсутствует.

Кроме того, расторжение КУГИ Санкт-Петербурга договора аренды с ЗАО «Союзспецснаб» привело еще и к нарушению преимущественного права на выкуп арендуемых помещений, предусмотренного Федеральным законом N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений а отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Так, на обращение ЗАО «Союзспецснаб» с заявлением о приобретении арендуемых нежилых помещений в собственность в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ, Обществу было отказано в реализации преимущественного права. В качестве основания отказа Управление (агентство) недвижимого имущества Московского района КУТИ Санкт-Петербурга указало на факт включения арендуемых Обществом помещений в Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее – Перечень).

Полагая, что арендуемые нежилые помещения были включены в Перечень неправомерно, Общество обратилось в Городской суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании недействительным в части Распоряжения КУГИ СПб от 26.12.2008 г. № 237-р «О перечне недвижимого имущества...». Решением Санкт-Петербургского Городского суда от 28.12.2011 по делу № 3-156/11 Распоряжение КУГИ СПб от 26.12.2008 г. № 237-р в части включения в Перечень помещений, арендуемых ЗАО «Союзспецснаб» было признано недействительным.

Таким образом, в результате неправомерных действий КУГИ по внесению арендуемых помещений в Перечень и незаконного расторжения договора аренды, ЗАО «Союзспецснаб» лишено преимущественного права выкупа, а ООО «Светлана» – инвестор – незаконно осуществляет реконструкцию здания.

На основании изложенного, прошу Вас сообщить:

1. Считаете ли Вы возможным создавать подобные прецеденты нарушения требований законодательства органами исполнительной власти?

2. Считаете ли Вы необходимым пересмотреть решения органов исполнительной власти, принятые в отношении указанного здания и земельного участка и устранить допущенные нарушения?

 Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича

группе депутатов ЗС В. Я. Дмитриеву, А. В. Воронцову, Ю. А. Гатчину, И. В. Ивановой, И. В. Коровину
от 15 февраля 2013 года № 301003-3

 

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш запрос от 07.02.2013 № 301003-3, сообщаю следующее.

Закрытому акционерному обществу «Союзспецснаб» (далее – ЗАО «Союзспецснаб») на основании договора аренды от 26.10.2005 № 12-А-3100 (ранее – на основании договора аренды от 28.07.2000 № 21-А-3100) было предоставлено во временное владение и пользование нежилое помещение 1-Н, 2-Н, 7-Н с кадастровым номером 78:14:7683:0:51:8, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, находящееся в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее – Помещение).

Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 17.08.2011 № 1237 «О предоставлении земельного участка для строительства крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей (спортивный комплекс) по адресу: Московский район, ул. Ленсовета, участок 1 (севернее дома № 43, литера А, по ул. Ленсовета)» (далее – постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1237). Правомерность издания Правительством Санкт-Петербурга указанного постановления подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2012 по делу № А56-64180/2011, вступившим в законную силу.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1237 в рамках реализации инвестиционного проекта в границах земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, вместо существующего здания должен быть создан объект недвижимости, обладающий следующими характеристиками: функциональное назначение – крытый спортивный комплекс без трибун для зрителей (спортивный комплекс), общая площадь не более 1 735 кв.м, в составе спортивного комплекса должны быть предусмотрены залы для занятий спортом лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

В целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1237, с учетом решения Вайсберга Г.Б. о сносе принадлежащего ему нежилого помещения 4-Н площадью 629,8 кв.м, с кадастровым номером 78:14:7683:0:51:4, расположенного в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) от 28.11.2011 № 3107-рз было принято решение об уничтожении (сносе) предоставленного в аренду ЗАО «Союзспецснаб» помещения 1-Н, 2-Н, 7-Н с кадастровым номером 78:14:7683:0:51:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, а также нежилого помещения 3-Н площадью 11 кв.м, с кадастровым номером 78:14:7683:0:51:9, расположенного в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А. Правомерность издания КУГИ указанного распоряжения и его соответствие нормам действующего законодательства подтверждены решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2012 по делу № А56-1139/2012, вступившим в законную силу.

Таким образом, собственниками нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, было принято решение о сносе указанного здания.

В связи с этим, 02.12.2011 КУГИ в соответствии с пунктами 5.4, 5.6 и 2.1.3 договора аренды в адрес ЗАО «Союзспецснаб» было направлено уведомление № 5859-12, содержащее односторонний отказ КУГИ от указанного договора с 08.12.2011, а также предписание ЗАО «Союзспецснаб» освободить Помещение в срок до 08.02.2012 и передать Помещение по акту приема-передачи представителю КУГИ (Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 19.01.2012 произведена государственная регистрация прекращения аренды ЗАО «Союзспецснаб»).

Учитывая изложенное, действия КУГИ, направленные на односторонний отказ от договора аренды, являлись законными и соответствующими условиям самого договора. Законность указанных действий КУГИ также подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2012 по делу № А56-4194/2012, вступившим в законную силу.

Кроме этого, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2012 по делу № А56-27787/2012 ЗАО «Союзспецснаб» выселено из Помещений.

По вопросу проведения обществом с ограниченной ответственностью «Светлана» (далее – ООО «Светлана») работ по сносу здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 41, литера А, сообщаю, что службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 09.10.2012 выдано разрешение ООО «Светлана» на строительство крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей по указанному адресу сроком до 23.07.2013.

Согласно требованиям пункта 7 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации по строительству указанного объекта включен раздел «Проект организации демонтажных работ» в отношении здания, расположенного по адресу: ул. Ленсовета, д.41, литера А. Снос указанного здания производится в соответствии с выданным Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга разрешением на строительство спортивного комплекса.

По вопросу реализации ЗАО «Союзспецснаб» преимущественного права на выкуп Помещения в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ) сообщаю, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32) в Санкт-Петербурге был сформирован и утвержден распоряжением КУГИ от 26.12.2008 № 237-р перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее – Перечень).

Помещение было включено в Перечень 26.12.2008 на основании данных, представленных Комитетом по строительству, а именно как занимаемое субъектами малого и среднего предпринимательства нежилое помещение в зданиях, в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции (подпункт «б» пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32).

Факт внесения Помещения в Перечень исключат возможность реализации ЗАО «Союзспецснаб» преимущественного права на приобретение Помещения в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу № А56-27039/2012 отказ КУГИ в реализации преимущественного права ЗАО «Союзспецснаб» на выкуп нежилых помещений 1Н, 2Н, 7Н площадью 498,3 кв.м, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д.41, литера А, признан законным и обоснованным.

В решении суда также указано на отсутствие каких-либо объективных обстоятельств, свидетельствующих о том, что арендуемые ЗАО «Союзспецснаб» помещения были включены КУГИ в Перечень исключительно с целью воспрепятствования реализации арендатором права на приобретение имущества более чем за год до того, как ЗАО «Союзспецснаб» заявило о намерении реализовать свое преимущественное право.

На момент принятия Санкт-Петербургским городским судом решения от 28.12.2011 по делу № 3-156/11 об удовлетворении требований ЗАО «Союзспецснаб» о признании распоряжения КУГИ от 26.12.2008 № 237-р недействительным в части включения Помещения в Перечень договор аренды был расторгнут. Правовые основания для реализации ЗАО «Союзспецснаб» преимущественного права приобретения Помещения в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ отсутствовали, так как в соответствии с указанным Федеральным законом, а также пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъект малого и среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение арендуемого государственного имущества только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества, действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества.

Учитывая изложенное, решения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении земельного участка и объектов нежилого фонда, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, д.41, литера А, были приняты в соответствии с действующим законодательством.