28.10.2018

    На публичных слушаниях обсудили административные барьеры для предпринимателей

    25 октября 2018 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге А.В. Абросимов провел очередные публичные слушания по проблемам, препятствующим развитию бизнеса.

    Такие мероприятия проводятся бизнес-омбудсменом ежегодно. В них участвуют представители исполнительной власти города, прокуратуры, налоговой и антимонопольной службы, депутаты и представители делового сообщества города. Цель проведения таких слушаний – обобщить выявленные в ходе работы Уполномоченного проблемы, а также предпринятые шаги по их решению. Кроме того, в рамках таких мероприятий удается выявить новые трудности и административные барьеры.

    В этом году основными вопросами, обсуждаемыми на слушаниях, стали Административные барьеры в бизнесе и Инвестиционный климат.

    На круглом столе по проблемам инвестиционного климата обсуждались трудности, возникающие у застройщиков в связи с изменениями в законодательстве о долевом строительстве, рост тарифов на энергоресурсы, а также необходимость предоставления налоговых льгот и «амнистии капиталов» в качестве мер, стимулирующих инвестиционную деятельность.

    Вопрос повышения тарифов на коммунальные услуги в этом году стоит особенно остро. Стоимость водоснабжения должна была повыситься на 12%, тариф на тепло – до 40 %. Такое резкое повышение стоимости тепла связано с тем, что ТГК-1 выиграла судебный спор по механизму формирования тарифа. Суд признал, что ранее тариф формировался неправильно и в этой связи с 2019 года нас ждет резкое повышение стоимости этой услуги. Аналогичная ситуация сложилась несколько лет назад с тарифом на электричество. Тогда стоимость электроэнергии повысилась более чем на 30 %.

    Заявленный Водоканалом рост тарифа на водоснабжение также вызывает вопросы. Проведенная независимая экспертиза деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не ответила на основной поставленный вопрос – об экономической обоснованности величины расходов и прибыли, формирующих тарифную политику на водоснабжение и водоотведение ГУПа. Водоканал просто не предоставил запрашиваемые экспертами документы. При этом эксперты отметили высокий уровень несогласованных Комитетом по тарифам расходов ГУП «Водоканал» на электрическую энергию. Немало претензий к предприятию было и у Контрольно-счетной палаты. Указанные обстоятельства дают основания полагать, что и по иным статьям могут быть нарушения или неточности, которые в итоге влияют на размер тарифа монополиста.

    Учитывая количество расположенных в Санкт-Петербурге крупных промышленных предприятий, а также климатические особенности нашего города, такое повышение стоимости коммунальных услуг нанесет крайне болезненный удар по экономике, промышленности и бюджету города, а также и по горожанам, огромное количество которых занято в промышленном производстве.

    В рамках круглого стола «Административные барьеры» обсуждались вопросы регулирования потребительского рынка и государственного заказа. Как всегда много жесткой, но справедливой критики звучало в адрес Комитета имущественных отношений и вице-губернатора Мокрецова М.П. Проблемы с размещением НТО, продлением сроков договоров аренды земельных участков, трудности с объектами, превышающими предельные параметры, отсутствие механизма предоставления альтернативных мест, запрет субаренды НТО. Все те же вопросы, что и в предыдущие годы. К сожалению, они так и не решаются.

    Добавились и новые трудности, вызванные изменением федерального законодательства. В частности, отдельными государственными заказчиками в документацию о закупке в качестве критерия отбора поставщика включается требование о наличии сертификата, полученного в соответствии с новым ГОСТом «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности». Обоснованность включения таких требований уже поставлена под сомнение Антимонопольной службой. Аналогичную позицию высказали на слушаниях и представители профильного комитета Смольного.

    Изменения, внесенные в ГОСТ Р «Дороги автомобильные и улицы», привели к изменению правоприменительной практики в части размещения торговых объектов и рекламных конструкций на тротуарах. Комитет по благоустройству массово отзывает согласования размещения НТО, выданные ранее, полагая, что на тротуарах ничего кроме объектов дорожной инфраструктуры размещаться не может. В результате КИО расторгает договоры с предпринимателями.

    Выступая на слушаниях, я отметила еще одну серьезную проблему, с которой мы все столкнемся с января будущего года: начнет работу «мусорный оператор». Стоимость вывоза мусора только по предварительным оценкам возрастет в 5 раз. Кроме того, возникнут и чисто практические трудности: как будут заключаться договоры и как будет делиться мусор между жителями домов и коммерческими помещениями и т.д. Появление очередного монополиста на рынке коммунальных услуг только усугубит положение малого бизнеса.

    Итогом слушаний станет резолюция, в которой будут обобщены все высказанные участниками предложения, а также все рекомендации, которые бизнес направит Уполномоченному в ближайшие дни. Предложения, включенные в резолюцию Публичных слушаний, войдут в ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Губернатору Санкт-Петербурга и Законодательному Собранию города.

    Депутат Иванова И.В.