29.08.2018

    Бюджетный дневник депутата. Год 2018

    Бюджетные слушания по проекту бюджета на 2019 год начались с докладов комитетов, отвечающих за экономическое планирование и формирование доходной части бюджета.

    Доходы

    Председатель комитета по экономическому планированию отметил, что, несмотря на «внешние шоки», город развивается хорошими темпами. В первую очередь это происходит за счет инвестиций. В частности, по итогам 2016 года четверть всего инвестиционного прироста по России было обеспечено показателями нашего города. Эта положительная тенденция сохраняется и в настоящее время. А без инвестиционного развития невозможно ни повышение производительности труда, ни развитие экономики и города в целом.

    Индекс промышленного производства за 2017 год составил 105,5 %, что существенно выше, чем в среднем по стране. Основные направления, которые активно развиваются в городе – это обрабатывающее производство, машиностроение, а фармацевтическое производство и автомобилестроение. Четверть всех автомобилей, произведенных в России – произведено в Санкт-Петербурге. Также активно развиваются и инновации и строительство и туризм.

    Растет, по мнению комитета, и благосостояние горожан. Растет заработная плата, повышается покупательная способность. Оценки экспертов, что доходы и зарплаты жителей уменьшились, комитет считает недостоверными. Аргументируя свою позицию данными статистики, ростом налоговых поступлений по НДФЛ и также тем, что доходы горожан находятся в «серой зоне», недостаточно учтены. В частности растут арендные ставки, товарооборот, доходы бизнеса.

    Население СПб увеличивается за счет миграционного притока. При этом снижается естественный прирост, рождаемость.

    Рынок труда в Санкт-Петербурге по мнению комитета очень привлекательный, у нас минимальная безработица по сравнению с другими городами России. Минимальная заработная плата в городе на 40-50 % выше, чем в среднем по стране. При этом средняя заработная плата составляет 50 тыс. руб.

    Комитет имущественных отношений в своем докладе отметил продолжающуюся тенденцию падения доходов от аренды и продажи городского имущества.

    По сравнению с 2012 годом доходы упали на 7,5 млрд.руб. и их рост ни в 2019 году, ни в последующий период не планируется, так как ежегодно количество помещений, зданий и земельных участков, которые город может продать или сдать в аренду сокращается.

    Кроме того, в 2017 году отмечено недополучение поступлений по арендной плате. В том числе это связано и с прошедшей в комитете реформой и созданием новых агентств и учреждений.

    В 2018 и 2019 году планируется восстановить собираемость аренды. И выйти на прогнозный размер доходов в 21,4 млрд. руб. Однако и эти суммы не обеспечат полноценное выполнение задания, которое бюджетом установлено в размере 22,8 млрд.

    Особое внимание следует обратить на долги, сформировавшиеся в комитете по арендным и иным платежам. По данным Контрольно-счетной палаты эта сумма составляет более 40 млрд. руб. Причем большая часть задолженности – это средства, которые уже нельзя взыскать по суду, так как истекли сроки исковой давности. Как отметили специалисты КСП, немала часть долгов сформировалась боле 10 лет назад. При этом, по словам специалистов Комитета коэффициент собираемости задолженности составляет всего 14%. То есть долги практически не взыскиваются. Текущие арендные платежи также собираются всего на 80%. Это говорит о крайне низкой эффективности работы комитета в части контроля за собираемостью платежей и исковой работы по своевременному истребованию долгов.

    Не получит городской бюджет и доходов от продажи зданий, освободившихся после переезда комитетов в Невскую ратушу. По различным оценкам, город должен был выручить от реализации этих зданий от 4 до 6 млрд. руб. (при том, что затраты на Невскую ратушу составили почти 20.млрд. руб.)

    Так, здания на Вознесенском пр. и на пер. Антоненко продаваться не будут, в них разместятся аппарат ЗАКСа, Северо-Западное Следственное управление и Контрольно счетная палата. Здания на Невском и Караванной также не будут проданы. 4,2 млрд. руб., которые планировалось выручить от продажи этих зданий, не поступят в бюджет.

    Основным источником пополнения доходной части бюджета, как и прежде, является налог на доходы физических лиц – 50 % от суммы всех налоговых поступлений. Согласно сведениям Налоговой службы, в 2017 году в бюджет города по данному налогу поступило 222,9 млрд. руб., на 12,5 % больше, чем в 2016 году (что и дает основания городскому правительству говорить о росте заработной платы и доходов жителей горда в целом). Налог на прибыль принес бюджету 142 млрд. По прогнозу УФНС тенденция к росту всех основных экономических показателей сохранится. ВРП в 2019 году составит 102,9 %, ИПП – 102,8, Индекс потребительских цен – 104,9%, темпы роста фонда оплаты труда – 110,7%. Однако по прогнозам УФНС ожидается снижение поступлений от акцизов и по имущественным налогам. Это связано с изменениями в налоговом законодательстве, в частности с тем, что организации Петербурга освобождены от уплаты налога на движимое имущество.

    Комитет финансов, рассказывая о планах на формирование бюджета, отметил, что в 2018 году поступления в бюджет вырастут на 9 % от показателей прошлого года, в том числе и за счет роста налоговых отчислений на 8 млрд. руб. Кроме того, в этом году бюджет 1 млрд. из Федерального бюджета.

    Налог на прибыль организаций вызывает опасения. По итогам 2 квартала было отмечено снижение поступлений. По итогам года может быть неисполнение около 2 % по этому налогу.

    При этом, дефицит бюджета будет снижен за счет неисполнения бюджета и дополнительных поступлений.

    По словам комитета финансов планировать бюджет на 2019 год крайне сложно, так как произошли значительные изменения в бюджетном и налоговом законодательстве. Так не менее уже известно, что 18 млрд. руб. потеряет бюджет за счет льготы, предоставленной федеральным законодателем по налогу на движимое имущество организаций. Возможно из федерального бюджета будут какие-то субсидии на покрытие выпадающих доходов, но пока эти суммы не утверждены и рассчитывать на них при формировании проекта бюджета нельзя.

    Примерно на 9 млрд. руб. уменьшатся доходы бюджета за счет продления применения сниженной региональной ставки налога на прибыль организаций (17%)

    Дополнительные доходные источники Санкт-Петербургу крайне нужны, в этой связи Губернатором утвержден план мероприятий по повышению доходов бюджета и повышению эффективности собираемости доходов. Также рассматривается возможность введения в СПб туристского сбора. (внесение изменений в Налоговый кодекс и законодательство СПб.).

    В 2019 году доходная часть бюджета по прогнозам составит 565,9 млрд. руб.

    Существенное влияние на расходную часть бюджета окажут формирование национальных проектов, во исполнение новых майских Указов Президента

    Также существенными дополнительными расходами может обернуться принятие проекта федерального закона об изменении порядка расчета размера страховых взносов на ОМС для неработающего населения. На 8,2 млрд. руб. могут вырасти отчисления, которые городу необходимо будет направлять в ФОМС.

    Однако комитет финансов гарантирует неукоснительное выполнение всех социальных обязательств, установленных в городе, а также требований по обеспечению роста заработной платы, как бюджетникам, указанным в Указах Президента, так и иным категориям работников.

    Также, по заверениям комитета финансов, не планируется увеличение региональной налоговой нагрузки. Пополнять доходную часть бюджета планируется за счет сокращения неэффектных налоговых льгот.

    Наиболее тревожным, на мой взгляд, явился прогноз, представленный комитетом по тарифам. В первую очередь это связано с изменением метода расчета тарифа на тепло.

    В зависимости от решений судов, в которых комитет по тарифам оспаривает предписание федеральной антимонопольной службы об изменении методики расчета стоимости тепла, стоимость этого ресурса для промышленных потребителей уже в текущем году может существенно измениться. Тепло для промышленных потребителей может подорожать до 40 %. Для жителей города такого подорожания конечно не будет, так как предельный ежегодный рост коммунальных тарифов ограничен Постановлением Правительства РФ и Постановлением Губернатора Петербурга (6 и 5 % соответственно).

    Так, по прогнозам Комитета по тарифам стоимость горячего водоснабжения с июля 2019 года подорожает на 4,5 руб., отопление примерно на 80 руб., плата за холодную воду и водоотведение увеличится на 2 руб., электричество подорожает на 5 %

    При этом, из бюджета города ресурсоснабжающим организациям придется выплатить 12 млрд. руб. субсидий на покрытие разницы между фактической стоимостью ресурсов и регулируемым тарифом.

    Плата за обращение с отходами пока не установлена, но в случае, если правительство утвердит предложенный региональным оператором тариф, то плата увеличится на 20 % и будет рассчитываться на человека.

    Тарифы на проезд в городском транспорте предлагаются в двух вариантах: без увеличения стоимости и с ростом тарифа в пределах прогнозируемого индекса потребительских цен.

    В случае, если Правительство пример решение повысить тариф, то стоимость проезда с метрополитене составит 47 руб., на наземном транспорте 42 руб. Однако реальная стоимость проезда, заявленная перевозчиками, существенно выше. Метрополитен оценивает ее в 59,3 руб., наземные перевозчики – в 51,6 руб. Разница между стоимостью, заявленной перевозчиками и принятой Комитетом, и утвержденным городским тарифом традиционно будет субсидироваться из бюджета города.

    Ирина Иванова,

    Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга