09.11.2017

    Бюджет 2018: Математическое подтверждение наших подозрений

    В представленном проекте бюджета на 2018 год есть как положительные, так и отрицательные стороны. Индексация социальных  выплат произведена на уровне чуть выше статистической инфляции. Сохранены жилищные программы. Не будет повышения стоимости проезда в транспорте для населения.

    Однако все проблемы бюджета, которые  фракция КПРФ  отмечала ранее, продолжают сохраняться. Основные показатели бюджета не соответствуют объективной реальности. Бюджет не направлен на выход из кризиса, на подъем реальных денежных доходов жителей и на развитие реального сектора экономики и промышленности города.

    В первую очередь следует отметить, что размер доходов бюджета никак не коррелируется с ростом Валового регионального продукта.

    ВРП – это наиболее значимый  для социально-экономического развития региона показатель. Именно исходя из него рассчитываются все показатели в Стратегии 2030 - основном плановом документе города. И если растет ВРП, то должны расти и доходы бюджета.

    Однако проведенный анализ показал, что, несмотря на рост ВРП и рост доходов бюджета, за последние пять лет их доля по отношению ВРП снижается (за 5 лет на 5 %).

     

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

     ВРП млн. руб

    1 699 486 

    2 091 914

    2 280 426

    2 491 423

    2 661 200

    3 024 000

    3 281 100

     3 527 183  

    % роста

     

    23

    9

    9

    7

    14

    9

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Доходы бюджета

    329076703,2

    380864370,8

    368133048

    391185441

    409118116

    399727753,4

    447866559,6

    502871263,1

    % от вал прод

      19  

        18  

        16  

       16  

         15  

          13  

      14  

       14  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Расходы бюджета

    378816206,7

    431939763,4

    419993990,1

    426643043

    471909212

    451237090,9

    506475545,6

    572691590,5

    % от валового

      22  

     21  

      18  

      17  

      18  

      15

      15  

      14  

    Конечно, на уменьшение доходов бюджета влияет бесконечное изменение налогового законодательства в пользу федерального центра: это и перераспределение акцизов, и налога на прибыль, НДС и др. Но при этом нельзя не отметить, что налоговое законодательство при этом  фактически повышает и  региональные налоги, такие как налог на имущество организаций  и физических лиц. Растут также доходы от НДФЛ, налогов на прибыль и имущество организаций, совокупный доход.  В таких условиях доля доходов бюджета в  объеме ВРП не должна снижаться. Поэтому отмеченное нами  снижение может говорить о том, что  исполнительная власть не считает ВРП основным и главным показателем развития Города.

    Львиную долю доходной части  бюджета традиционно составляет налог на доходы  физических лиц (По  сравнению с прошлым годом он вырос на 11,2 %  (248,1 млрд.р. = 50,3% от доходов), а также налог на прибыль организаций (153 млрд.р. = 31%).

    Необходимо также отметить тенденцию последних лет – занижение доходной части бюджета не менее, чем на 10%. На это Фракция КПРФ указывает ежегодно, а выводы подтверждаются заключениями Контрольно-счетной палаты на проект бюджета, а также последующими корректировками  бюджета и отчетом о его исполнении.

    По предварительной оценке Фракции КПРФ в проекте бюджета не учтены:

    1)  Дополнительные  доходы из Федерального Бюджета в том числе и  на социальные выплаты гражданам.

    2)  Доходы от погашения части задолженности по транспортному и земельному налогу,  налогу на имущество организаций. По оценке КСП СПб - дополнительные доходы от этих источников могут составить 13 млрд. рублей.

    3)  Основной  причиной занижения (и фактического снижения) неналоговых поступлений в  бюджет от использования государственного имущества  является неудовлетворительная работа  Комитета имущественных отношений. Общая задолженность по договорам, заключаемым КИО, составляет 32 млрд. рублей. Крупные инвесторы задолжали Городу более 13 млрд. рублей. По данным КСП  долги не только не уменьшаются, но и возрастают. Только за последний год задолженность выросла на 20%. При этом необходимо отметить, что в ходе очередной реорганизации Штат работников КИО и всех подведомственных учреждений (с учетом выделения Комитета по контролю за имуществом) вырос на 82 человека. Это свидетельствует и о неэффективности проводимых реорганизаций, и о ненадлежащей претензионной работе Комитета имущественных отношений. 

    Анализ представленных в бюджете цифр дает нам возможность говорить о том, что доходы бюджета  в части, формируемой КИО, могут быть увеличены на 8 млрд. руб.

     В общей сложности, по мнению фракции КПРФ, дополнительные доходы  бюджета могут составить от 20 до 23 млрд. руб.

    4) Кроме того, в проекте бюджета существенно завышен размер государственного долга и, соответственно, суммы, необходимые для его обслуживания.

    Такую ситуацию мы наблюдаем каждый год. Несмотря на ежегодно планируемые заимствования,  дефицит бюджета в конечном итоге покрывается за счет его неисполнения и остатка денежных средств и займы не привлекаются. Следовательно, расходы по обслуживанию гос. долга, заложенные в первоначальный проект бюджета, остаются  не востребованными.

    При этом, в проекте бюджета  общий объем заимствований на покрытие дефицита в 2018 году предполагается в размере 48,4 млрд. рублей, а затраты на обслуживание долга в 2018 году в этом случае составят 5,2 млрд. рублей (с учетом предполагаемых заимствований, осуществленных в 2017 году). Это в 12 раз больше, чем в 2017 году.

    Тем не менее, по прогнозу исполнению бюджета,  остаток бюджетных средств на счетах к концу года составит 7,8 млрд. рублей. То есть дефицита по факту не будет и привлечение заемных денежных средств не потребуется. Соответственно стоимость обслуживания гос. долга, заложенная в бюджет, должна быть уменьшена. Фракция КПРФ с учетом сложившейся практики и прогнозов  исполнения бюджета считает, что дефицит бюджета 2018 года  должен составить не более  13 млрд. рублей,  также  необходимо уменьшить расходы на обслуживание государственного  долга.

    Расходная часть бюджета является еще более очевидным доказательством того, что бюджет не направлен на развитие Города, на подъем реальных денежных доходов жителей.

    Бюджетные расходы осуществляются по 18-ти госпрограммам. По семи из них на 2018 год прогнозируются более низкие расходы, чем в 2017 году. Урезаются затраты  на самые необходимые отрасли:  здравоохранение (2,1%),  Коммунальное хозяйство  и энергетику (5%), Сферу культуры (10%), Транспортную систему (4%), Физкультуру и спорт (18,5%), Предпринимательство (10,5%), и др.

    По пяти программам не  предусмотрено никакого роста  в сравнении с текущим годом.  Учитывая инфляцию, фактически это означает сокращение бюджетных расходов. 

    Снижение расходов по таким значимым направлениям свидетельствует о том, что ни роста доходов, ни улучшения качества жизни нашим горожанам ждать не придется.

    Здравоохранение

    Общее снижение в проекте Бюджета составило 1,522 млрд. рублей. Львиную долю от этого снижения составляют неучтенные (а возможно и вовсе отсутствующие) субсидии из федерального бюджета на лекарственные препараты и медицинские изделия, а также продукты лечебного питания. На 60 %  снижены расходы  на капитальный ремонт учреждений здравоохранения.

    Несмотря на отчеты властей о неукоснительном соблюдении указов Президента о повышении заработной платы врачам и мед. Работникам, мы видим, что более-менее адекватную зарплату получают работники, которые совмещают несколько ставок. Фактический оклад продолжает оставаться мизерным.

    Образование

    Расходы на Образование в проекте бюджета по сравнению с 2017 годом  увеличены на 8%. Однако это связано с исполнением «Майских»  Указов Президента РФ об обеспечении заработной платы на уровне средней по региону. При этом не решены основные, системные проблемы: не сокращается , а наоборот увеличивается дополнительная потребность в учреждениях образования. На данный момент  не хватает  33 объектов на 31 201 место. В 2012 году было сорвано строительство и ввод в эксплуатацию 32 объектов из 42, в 2013 году – 13 из 18, в 2014- 11 из 18, в 2015 – 8 из 21, в 2016 – 17 из 27. В текущем году не  будет введено в эксплуатацию 3 школы в Колпинском, Красногвардейском и Выборгском районах города.

    Аналогичная ситуация складывается и с дошкольными учреждениями. По итогам 2017 года обеспеченность детскими садами снижается из-за постоянного срыва сроков ввода в эксплуатацию новых детских садов. Потребность в  2018 году составляет 298,2 тыс. детей, при посещаемости 254,9 тыс. человек. Дефицит мест - 43 тыс.мест.

    В бюджете также снижены расходы на капитальный ремонт учреждений образования. Выделяемые средства едва покрывают 30-40 % реальной потребности.

    При этом все мы знаем лукавость нашей статистики по количеству очередников в детские сады. Количество детей в очереди считают начиная с 3 лет. Остальных предпочитают не замечать. Таким образом мы понимаем, что очередь в детские сады значительно больше,  также как и нехватка мест в детских садах .

    Снижены в проекте бюджета  и планируемые расходы на капитальный ремонт образовательных учреждений. Суммы, выделяемые на ремонт из года в год, не превышают 30-40 % от реальной потребности.

    ЖКХ и Жилье

    В 2018 году будет продолжена реализация жилищных городских программ «Молодежи доступное жилье» (3,8 млрд.руб), «Расселение коммунальных квартир» (3,1млрд.руб), «Субсидирование ипотечных займов» (2,3 млрд.руб),  5,4 млрд. руб. будет направлено на софинансирование  капитального ремонта жилых домов. Однако финансирование запланировано на уровне 2017 года. А это фактически означает сокращение расходов.

    На 5 % снижено финансирование Адресно-инвестиционной программы. В первую очередь сокращение коснулось программы замены труб. Учитывая существующий 50-процентный износ системы теплоснабжения, при таком уровне затрат и темпах замены труб мы не достигнем  программных показателей даже к 2020 году.

    На 5,6 % (чуть выше, чем официальная инфляция) будут проиндексированы  бюджетные субсидии малообеспеченным слоям населения, в том числе и на оплату ЖКУ. Однако этот рост все равно не обеспечит минимальные потребности горожан. По данным комитета по тарифам в будущем году планируется рост тарифов на ЖКХ в среднем на 7,3%  (при условии, что метод  расчета тарифа на тепло не изменится). Это означает, что затраты жителей вырастут и городские дотации их не покроют.

    Но главной проблемой в этой отрасли по-прежнему остаются субсидии городским монополистам.

    Мы постоянно слышим их жалобы на убытки и выпадающие доходы, ежегодно выделяем  огромные субсидии, но при этом все равно повышаем тарифы. 

    Все эти расходы, прямо или косвенно, все равно ложатся на плечи горожан.

    При этом мы не видим и не знаем, как, из чего складываются эти убытки. Процесс формирования сметы расходов монополистов  совершенно закрыт. Так, например, утверждение Метрополитена и остальных транспортников о снижении пассажиропотока как о причине их убытков, вызывает сомнение. Как минимум потому, что статистика наоборот отмечает рост численности населения города и рост миграции. Однако проверить цифры, которые нам предоставляют монополисты, мы не можем.

    Завышение  городскими монополиями своих расходов и уменьшение других показателей доходности ведет к завышению тарифов и увеличению  размера бюджетных субсидий. И это все не может в конечном итоге не повлиять на качество жизни наших граждан. Их доходы будут неизбежно  падать!

    Культура и историческое наследие

    Проектом бюджета  на 2018 год ассигнования на реализацию указанных программ снижены на 2,72 млрд. рублей (10,1%) по сравнению с прошлым годом. Очень обидно, что Петербург носит гордое звание «Культурная столица» и при этом  сокращает расходы на культуру.

    Однако, несмотря на общее сокращение финансирования, в проекте бюджета выделен 1 млрд.рублей для создания мультимедийного исторического парка «Россия – моя история». Прекрасная инициатива! Если бы не механизм ее реализации.

    Реализовывать этот проект будет государственное акционерное общество «Центр выставочных музейных проектов». Ранее это общество было казенным учреждением, в 2004 году его реорганизовали в АО «Служба городу», а затем в «Центр выставочных музейных проектов».  Основной вид деятельности – ремонт разного вида производственного оборудования. В 2017 году Центр уже получил бюджетную инвестицию в размере 1 млрд. руб. Эти деньги предназначались для увеличения уставного капитала общества. Обращает на себя внимание такт, что на момент предоставления бюджетных средств это акционерное общество имело убыток на 700 млн. руб.

    В 2018 году Центру планируется добавить еще один миллиард и общая стоимость создания музейного квартала  составит 2,8 млрд. руб.

    Мы не против создания нового музейного пространства! Это прекрасный и полезный для города проект. У нас вопрос к выбору предприятия, которому предоставлены субсидии. Предприятия, которое на протяжении всей своей деятельности получало лишь убытки. Такой выбор мы считаем подозрительным.

    Амбициозные проекты и программы

    Не меньше нареканий вызывают масштабные проекты, которые продолжает реализовывать городская администрация. При этом, исполнительная власть не раскрывает содержание субсидий и лишает нас возможности оценить эффективность бюджетных вложений.

    ЗСД Одним из самых ярких примеров, остается строительство и эксплуатация ЗСД, которой мы выделим из бюджета в общей сложности  6,6 млрд. руб.

    2,513 млрд. руб. будет направлено на увеличение уставного капитала,  на текущие затраты и обслуживание облигационных займов.  4 млрд. – это фактическая доплата из бюджета инвестору на содержание и эксплуатацию дороги. По словам сотрудников Комитета,  Соглашение предусматривает, что концессионер должен ежегодно получать 10,4 млрд. руб. Если доход  меньше, то разница покрывается из городского бюджета. Тарифы на проезд по ЗСД устанавливаются оператором дороги при полном отсутствии контроля со стороны города. Фактически получается, что концессионер может установить любой тариф на проезд,  и даже если по ЗСД никто не будет ездить, он все равно получит свои 10 млрд. руб. из бюджета. При этом, никто кроме отдельных лиц в Правительстве, допущенных к «секретной» документации этого проекта, Соглашения и приложений к нему не видел. Не смогла ознакомиться с ними и КСП Санкт-Петербурга. Соответственно невозможно проверить обоснованность расчетов и их влияние на бюджет.

    Стоит отметить и другой факт:  на содержание всех городских дорог (а их в городе  2,8 тыс. км.) мы выделяем 9 млрд. руб. На содержание 50 километровой ЗСД 4,4 млрд.  Получается, что  содержание 1 км. ЗСД обходится городу практически в 200 млн. руб.

    Стадион Зенит. Хотя впрямую затраты на стадион не предусмотрены, фактически они есть. Так 1,58  млрд. руб.,  будут направлены на финансирование временных и вспомогательных объектов, возводимых вокруг стадиона Зенит и завершение строительства входной группы. Кроме того, расходы, связанные с проведением Чемпионата мира по Футболу  запланированы практически по каждому комитету .

    Еще один, крайне подозрительный проект - АО «АВЕНАРИУМ+»,  ему планируется выдать более миллиарда бюджетных инвестиций дополнительно к тем 133 млн. руб., которые Общество уже получило в текущем году и пока не отчиталось об их использовании.

    Цель этого проекта - создать в Сестрорецке детский оздоровительный комплекс с бассейнами, горками, джакузи, различными банями и саунами, а также с видовым рестораном. Цитируя Вице-губернатора М.П. Мокрецова: « Это точка притяжения. Чтобы люди ездили не в Финляндию, а в Курортный район.» 

    То есть по факту за бюджетные средства будет построен абсолютно коммерческий, развлекательный загородный СПА-центр.  И для реализации этого коммерчески-привлекательного проекта не привлекаются инвесторы. И даже не проводится конкурс. Реализует проект некое АО «Авенариум +».

    Это Общество родилось из казенного предприятия «Балтийские бани», основной вид деятельности - оказание банных услуг. Судя по бухгалтерскому балансу на протяжении последних пяти лет АО было убыточным. Почему для реализации такого проекта нужно было привлекать миллиардные бюджетные инвестиции и доставать с «полки» убыточное акционерное общество – для нас загадка. Можно ли это назвать эффективным управлением финансами города?? Вряд ли.

    Не менее впечатляет эффективность проекта «Невская Ратуша». За 14 млрд. руб.  город выкупает в этом деловом комплексе помещения и перевозит  туда почти все комитеты. Освобожденные после переезда здания в центре города будут проданы. При этом, по различным оценкам, доходы от продажи составят от 1,5 до 6 млрд. руб., что даже близко не покроет затраты бюджета на реализацию проекта.

    Завершая анализ бюджетных показателей можно уверенно заявить, что  бюджет города в очередной раз не учитывает  реальные доходы населения, которые падают, не планирует развитие города. Эти обстоятельства не позволяют нам поддерживать такой документ.

    Фракция готовит поправки ко 2 чтению бюджета, устраняя вся недостатки.

    В случае принятия наших поправок мы готовы рассмотреть вопрос о поддержке бюджета в 3 чтении.

    Заявление фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга по проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2018 год